Новый военный бюджет России – новые сомнения

Недавно Министерством обороны  России были оглашены контуры будущего военного бюджета  России на 2006 год. Вооруженные силы страны могут рассчитывать на более щедрое финансирование. В проекте бюджета следующего года на оборону страны выделено 668,3 млрд. рублей против 550,1 млрд. в бюджете текущего года. На закупку вооружений в проект бюджета заложено 225 млрд. рублей, что более чем 20% больше, чем в нынешнем году.

Кроме того, по словам министра обороны Сергея Иванова , военное ведомство планирует увеличивать в структуре военного бюджета долю расходов на оборону и развития. "Для сравнения: если в 2001 году 70% военного бюджета уходило на содержание и 30% - на развитие, то уже в этом году это соотношение составляет 60% к 40%, а к 2011 году планируем подойти к показателю 50 на 50", - сказал министр обороны.

Более детальное рассмотрение структуры бюджета состоится в Госдуме через неделю. Но уже сейчас эксперты критично смотрят на сложившийся подход к формированию оборонного бюджета страны.

Говоря об увеличении расходов на оборону, директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов выразил надежду, «что эти миллиарды не будут неэффективно потрачены, например, размазаны по тысячам НИОКР, зачастую не нужных российской армии». «Увеличение на 20% съедается той же инфляцией», - более пессимистично настроен генерал-полковник Леонид Ивашов, директор Академии геополитических исследований.

Эксперты также отмечают намерение Минобороны выделить в следующем году больше средств на нужды ПВО и авиации. «Мне кажется это крен вынужденный, потому что эти два вида вооруженных сил сегодня в наиболее сложном положении. У нас ежегодно выводится из строя сотни самолетов, мы закупаем только единицы», - говорит Ивашов.

Вместе с тем это может означать смену приоритетов в военном строительстве. По мнению Руслана Пухова, «дело в том, что у нас на протяжении нескольких лет, средства, выделяемые авиации  и средств ПВО, были значительно меньше, чем средства, выделяемые на перевооружение ВМФ». Но, уверен Пухов, для России более приоритетным является первоочередное перевооружение ВВС и сухопутных сил, «так как Россия, в первую очередь, сухопутная держава». Директор ЦАСТ находит логичным увеличение финансирования этих двух видов вооруженных сил. «Учитывая, что в современных войнах роль авиации и военно-космических сил чрезвычайно велика, логично, что основное финансирование будет уделяться ПВО и ВВС», - сказал Пухов.

Закупки новой военной техники – традиционно слабое место военного бюджета России. Увеличение средств на закупки вооружений все равно недостаточно для полноценного перевооружения войск. Кроме того, низкие темпы закупок негативно отражаются на промышленности. «Военный бюджет фактически на треть увеличился по сравнению с 1999 годом, а мы по-прежнему находимся  в рамках закупки “до 10 самолетов, до 10 вертолетов”, “модернизации 17 самолетов”, - говорит Пухов. - Конечно же, промышленность на такие небольшие заказы выжить не может».

Эксперт отдельно отметил, что сейчас для российской оборонки не лучшие дни. «Стоит учесть, что у нас сейчас идет временная просадка на рынке – нет новых контрактов. В этом году должен был быть заключен контракт с Индонезией на поставку 8 истребителей Су-30, - напоминает Пухов. - Но в Индонезии кризис, поэтому, видимо, этот контракт не будет подписан в обозримой перспективе».

Соответственно, авиационная промышленность в этом и в следующем году не сможет рассчитывать на доходы от экспорта. «Поэтому государство должно стать демпфером, компенсировать потери на внешнем рынке, выдавая заказы», - говорит эксперт.

«Я сильно сомневаюсь, что будет именно так. Но, как эксперт в этой области, приветствовал бы такие шаги государства», - подчеркнул Пухов.

В свою очередь, Леонид Ивашов насторожен планами военного ведомства по долевому сокращению расходной части на содержание войск, с увеличением расходов на развитие. «Никакого развития не будет у нас, это я могу сказать однозначно. Речь может идти не о развитии армии, а лишь о поддержании какого-то низкого уровня боевой готовности вооруженных сил, - сказал «ПРАВДЕ.Ру» генерал-полковник. - Крен в то, чтобы сделать больше в процентном соотношении закупок вооружения и военной техники для повышения технической готовности армии и флота, – это тоже никак не подкрепляется этими цифрами. Вертолеты и самолеты продолжат закупать единицами».

«Если в вопросы содержания войдет и боевая подготовка – боевая, летная, морская выучка – ее никак сокращать нельзя. У нас сегодня даже там, где есть корабли и самолеты, экипажи не обучены, - продолжает Ивашов. - Потому что летчик у нас сегодня летает 15-20 часов при минимальной норме 150-180. При нормальной – порядка 200 часов».

«Не знаю, как наши корабли будут выходить в море, - сокрушается генерал. - Тот же авианосец, чтобы выйти в море, требует 5-6 железнодорожных составов топлива. Как на это сократишь?»

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить