Уроки Беслана: чёрный день календаря

Беслан Прошёл год с того дня, как группа до зубов вооружённых террористов захватила более тысячи человек в школе №1 маленького осетинского города Беслан. 52 часа длилась драма с заложниками, пока около часу дня 3 сентября не наступила трагическая развязка. 331 человек, в том числе 186 детей, так и не смогли покинуть здание школы. Год назад неофициальный праздник 1 сентября стал чёрным днём календаря. Чёрным, потому что никогда ещё при захвате заложников нигде в мире не гибло столько людей и никогда ещё родители единовременно не теряли 186 своих чад. Чёрным, потому что многие вдохновители теракта до сих пор на свободе, а власти оказались бессильны предотвратить его. Чёрным, потому что безутешное горе начали эксплуатировать политики и «общественность» самых разных направлений. Чёрным, потому что многие остались к происшедшему равнодушными.

Как это было

После 9 утра в тот страшный день из Северной Осетии начали приходить противоречивые сообщения, что в одной из школ города Беслана творится что-то неладное. Вскоре выяснилось, что там началась драма с заложниками, число которых долго не могли выяснить. Первоначально говорилось о более чем трёх сотнях, но потом стало понятно, что их число сильно перевалило за тысячу. Затем стало известно, что захватчиками оказалась группа до зубов вооружённых боевиков разных национальностей, в числе которых много иностранных наёмников. С ними начались переговоры, но они едва шли на контакт. В Беслан стали стекаться многие известные люди, включая героя «Норд-Оста» доктора Леонида Рошаля, но боевики стали разговаривать только с экс-президентом Ингушетии Русланом Аушевым. Последний смог вывести из здания группу матерей с грудными детьми, но драма продолжилась. Тут пришли сообщения, что были подорваны две террористки-смертницы.

Около часу дня в пятницу, 3 сентября, из здания школы начали доноситься взрывы. Из здания начали выбегать заложники, им в спину стреляли террористы. Подразделения спецназа и отряды осетинских ополченцев начали врываться в школу и выносить детей. В здании продолжали взрываться бомбы, боевики пытались отстреливаться, часть из них попыталась скрыться. Бой шёл до вечера, выбежавших из школы боевиков линчевала разъярённая от горя толпа. Должностные лица давали СМИ противоречивую информацию, а в Беслане спустя три дня появилось новое кладбище с сотнями свежих христианских могил и десятками мусульманских.

Один из представителей осетинской диаспоры в Москве поведал обозревателю «Правды.Ру» об ощущениях своих соплеменников в те дни. «Мы старались не включать телевизор и радио. Они передавали непроверенную информацию, а иногда попросту искажали действительность. Но винить во всём СМИ нельзя – у них информации было не сильно больше, чем у простых россиян – чиновники ведь и им ничего толком сказать не могли. Цифра в 300 с небольшим заложников была изначально неверной – только учеников в этой школе было свыше 800. Поэтому мы просто звонили своим родным в Беслан или во Владикавказ – ведь практически у каждого осетина кто-то из родственников погиб или пострадал».

Недомолвки и спекуляции

Действительно, информация, предоставляемая чиновниками, вызывала сомнения. Не случайно сразу же после окончания драмы на место трагедии срочно прилетел Владимир Путин, чтобы не полагаться на доклады подчинённых, а увидеть всё своими глазами. И недаром, как только начался процесс над единственным выжившим террористом Нурпашой Кулаевым, родственники погибших и представители правоохранительных органов старались не упустить ни одного слова, касающегося происходившего внутри – разумеется, с поправкой на то, что Кулаев старался обелить себя. Особенно интересно было услышать национальный состав банды – ведь имена всех 30 убитых террористов до сих пор не обнародованы.

Одной из первых реакций на Беслан стало желание тысяч осетин отправиться в Ингушетию и отомстить. «Зачем было рассказывать про более чем десяток арабов и одного негра? Да, была там пара арабов и русский отморозок. Но почти все захватчики были чеченцами и ингушами. Осетины же знают, как звучит язык вайнахов, а ведь именно вайнахская речь преобладала», - сказал собеседник обозревателя «Правды.Ру». На недосказанность по многим вопросам указал в телеобращении по случаю годовщины трагедии и президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров, чьи близкие родственники также были в заложниках. «Если мы хотим, чтобы бесланская трагедия никогда и нигде не повторилась, мы должны быть честны и правдивы. Сейчас не время для оправданий и недомолвок», - сказал он.

Скорее всего, когда рассказывали о большом количестве арабов, речь просто шла о том, чтобы не допустить нового обострения осетино-ингушского конфликта. Всё-таки Кавказ, кровная месть. И в связи с последним всплывает очередной вопрос: нужен ли России мораторий на смертную казнь? На этом Таймураз Мамсуров также заострил внимание: «Если нет на планете моратория на убийство детей - не должно быть моратория на убийство убийц», - подчеркнул он. Действительно, в США Тимоти Маквея, взорвавшего торговый центр в Оклахома-Сити, посадили на электрический стул. В Бельгии сотни тысяч людей на демонстрациях требовали казни убийцы-педофила Марка Дютру. Почему же в России, где теракты, увы, происходят куда чаще, чем в Европе и Америке, нужно поступать иначе?

Недомолвок было слишком много, и их мгновенно использовали политики. Разумеется, организацию «Матери Беслана» создали убитые горем женщины, которые и так в связи с этим были не всегда адекватны, а тут им ещё и информации правдивой не давали. Но их горем воспользовались некоторые политики, пытавшиеся набрать политические очки на страшной человеческой трагедии. Отметим, что эта организация объединяет явно меньшую часть родственников погибших, ибо, в свою очередь, другие родственники стараются заставить их, насколько возможно, забыть о пережитом и не дать возможности манипулировать не совсем вменяемыми людьми. И не случайно во Владикавказе Гарри Каспарова забросали яйцами. Либеральная оппозиция тут же начала искать в этом политический подтекст – но какому провластному политику придёт в голову привлекать лишнее  внимание к оппозиционеру, рейтинг которого равняется статистической погрешности?!

А что же Запад?

Особо стоит остановиться на позиции Запада. В дни трагедии и после неё ряд политиков и большинство печатных изданий постоянно обвиняли российское руководство в том, что оно не приняло помощь Масхадова в разрешении кризиса. О том, что Масхадов и Басаев, ставшие организаторами кошмара, постоянно вместе позировали перед телекамерами, а Басаев продолжал быть членом «правительства» Масхадова, предпочитали умалчивать. В результате всю вину за ужасную развязку они возлагали лично на Путина. Но почему-то в сентябре 2001 г. вся вина не возлагалась на Джордж Буша, а июле 2005 г. – на Тони Блэра. Да, после 11 марта 2004 г. в Мадриде в Испании сменилось правительство – но виной тому стали бездоказательные обвинения экс-премьера Аснара в адрес баскских сепаратистов, и потому своего кресла он лишился или за откровенную ложь, или за то, что поверил в непроверенную информацию, предоставленную своими подчинёнными. Этого  Владимир Путин себе не позволил – недаром он отправился в Беслан лично, а впоследствии обращался и к другим источникам информации, кроме докладов чиновников. Лишняя иллюстрация тому – согласие на встречу с «Матерями Беслана».

С другой стороны, подвижки есть и на западном направлении. То, что после Беслана Белоруссия и Украина объявили однодневный траур, не было неожиданностью, ведь и их граждане неоднократно страдали от терактов на территории России. Но то, что российские посольства в Берлине, Вашингтоне, Лондоне, Париже, Стокгольме, Праге и т.д. просто утонули в цветах, а в Риме прошла молчаливая 150-тысячная демонстрация с зажжёнными свечами, было полной неожиданностью. Раньше на теракты в России граждане стран Запада так не реагировали, хотя в случае трагедий в США, Испании или Англии их реакция всегда была такой. Многие бесланцы бесплатно прошли курс реабилитации во многих странах Европы. Впрочем, даже сюда многие политики и в России, и на Западе умудрились примешать политику.

Что делать?

Прошёл год, и за это время напомнил о себе целый ряд принципиальнейших вопросов. Конечно, тут же вспоминается один из них: почему Басаев на свободе? Конечно, ответ, что американцы вон уже сколько лет гоняются за Усамой Бен Ладеном, а поймать не могут, кажется вполне логичным. И всё же – человек без ноги и без глаза, которого знают все, не может так долго бегать по горам, если он не имеет никакой поддержки со стороны местного населения, а сотрудники правоохранительных органов нормально выполняют свои обязанности. И почему рапортовали об уничтожении Руслана Хучбарова за два месяца до того, как он возглавил налёт на Беслан? То же самое ведь было и с Мовсаром Бараевым за два месяца до «Норд-Оста».

Вопрос второй – межнациональные отношения на Кавказе. Россия – многонациональная страна, в которой живут представители разных народов, порой, мягко говоря, недолюбливающих друг друга. И осетино-ингушский – самый яркий из них. Из него вытекает другой – кровная месть и смертная казнь. В России, в отличие от Европы, для целого региона смертная казнь является нормой (на Сицилии она, конечно, тоже есть, но не в таких масштабах). Да и тяжкие преступления, в т.ч. и теракты, совершаются в России куда чаще, чем в Европе, а люди, выходящие из мест лишения свободы, возвращаются к своему чёрному делу. В США тоже процветают вооружённые ограбления, но там и не отменяют смертную казнь. Может быть, пора бы привести законодательство России в соответствие с её реальными условиями, а не с абстрактными нормами Совета Европы? Слишком разные у нас регионы, слишком непохожие друг на друга.

Ну и, наконец, наше собственное поведение. Осетинский народ показал, что он не забывает о своих трагедиях и о своих родственниках, чего о многих русских, увы, не скажешь. Многие проходят мимо подобного, не обращают внимания на трагедии в жизни других людей, думая, что их это никак не коснётся. И вдруг, не дай Бог, касается, после чего начинается наступание на всё те же обагрённые кровью жертв терроризма грабли.

Только давление снизу может заставить чиновников нормально исполнять свои обязанности, только тотальное противостояние террористам будет срывать их планы и только повсеместное осуждение политических интриганов, пытающихся эксплуатировать чужое горе, могут предотвратить повторение бесланского кошмара.

Иван Шмелев

Вся правда о теракте в Беслане

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *