Либеральный блицкриг

Объединение СПС и «Яблока» на выборах в Мосгордуму оказалось самой настоящей «липой» - партии уповают на то, чтобы выборы провалились
Процесс объединения двух ведущих демократических партий на выборах в Московскую городскую думу проходил тяжело. Друзья-соперники ругались, спорили у кого больше шансов и лихорадочно подсчитывали, сколько же они возьмут, если сделают так. Или так. А если вот ТАК, то 10% наберут уж точно. Итогом всех этих подсчётов стало создание единого избирательного списка и осознание того, что… выборы они не выиграют.

Собственно, осознание предстоящего фиаско в декабре 2005 года пришло в либерально-демократические умы ещё в начале сентября, когда о шансах партий на победу только начали рассуждать. И в «Яблоке», и в СПС прекрасно понимали, что объединённый список не означает автоматического удвоения электората. Скорее наоборот, произойдёт отток избирателей. Кому-то не нравится Явлинский, кому-то Гозман с Чубайсом – и тот факт, что твой голос окажет поддержку твоим же врагам, остановит многих из тех, кто регулярно ходит на выборы. В этом случае часть избирателей проголосуют «против всех», а часть просто проигнорирует выборы. И именно эта мысль и натолкнула партийных стратегов изменить тактику и работать не на выборы, а против них. Решающая же роль в этом спектакле будет отведена молодёжным отделениям партий.

Расчёт прост и незатейлив. Выборная кампания проходит так, как проходила всегда, то есть без должного энтузиазма. Но в сознание потенциальных избирателей закладывается одна-единственная мысль: «выборы будут сфальсифицированы властью». О том, что честных демократов «не пустят» в Мосгордуму, говорили все, начиная от первых лиц партий и заканчивая молодой порослью.

Нечто подобное, правда, с другой точки зрения, испытывали и сторонники «правых сил». Удивление вызывала прежде всего первая тройка. Ожидалось, что предвыборный список возглавят лидеры партий, но вместо них избиратели получили бесцветных Новицкого и Бунимовича, чей рейтинг популярности далёк от идеала. В качестве характерного примера отношения москвичей к депутату Новицкому можно привести один из митингов по защите зелёных насаждений. Депутат, к удивлению собравшихся, появился на митинге и даже попытался выступить, но был освистан простыми москвичами, об интересах которых он так заботится. Впрочем, о «подвигах» народных избранников можно рассказывать долго. Факт остаётся фактом: на лидирующие позиции были поставлены заведомо непопулярные и непроходные кандидатуры.

Да и в целом список вызывает недоумение. Можно приводить какие угодно доводы, но не поддаётся никакой логике то, каким образом интересы москвичей будут защищать юнцы, чей возраст не превышает 22-23 лет? А их в яблочно-эспээсовском списке немало. Впрочем, в плане электоральной привлекательности на молодёжь никто не ставил и ставить не собирался. В общий список их внесли только лишь затем, чтобы, во-первых, ещё больше снизить шансы «объединённых демократов» на прохождение необходимого барьера; во-вторых…

Практически весь молодёжный списочный состав входит в так называемое движение «Оборона», клон таких молодёжных организаций, как украинская «Пора!», «Кмара» и т.д., принявших активное участие в организации революционных беспорядков в странах бывшего СССР. «Оборона» сразу же позиционировала себя как радикальное антипутинское движение, ставящее своей целью демонтаж существующей политической системы всеми возможными демократическими методами, основанными на организации акций массового протеста. И хотя до реального воплощения в жизнь заявленных целей «оборонцы» не доходили, зато приняли участие в организации ряда мелких акций провокационного характера, каждая из которых редко заканчивалась мирно.

Идеолог движения Илья Яшин, выходец из «Молодёжного Яблока», не скрывал своего отношения к политике. Так, его идеалом является февральская революция 1917 года, настольной книгой – учебное пособие Джина Шарпа по «бархатным» революциям, профессиональным призванием – организация уличного протеста. Что касается отношения молодого политического экстремала к участию в деятельности Мосгордумы, то оно выразилось в следующем: «Я не собираюсь участвовать в выборах в Мосгордуму, потому что прекрасно отдаю себе отчет: это скорее хозяйственный орган. Гораздо любопытнее заниматься публичной политикой, чем я и занимаюсь в последние годы", - заявил Яшин за месяц до того, как попал в «яблочный» список.

Весь этот набор случайных людей, из которых мало кто имеет реальный опыт депутатской и хозяйственной деятельности, говорит о том, что «правые» не собираются бороться за власть столь горячо любимыми демократическими методами, предпочитая технологии, успешно опробованные в ходе «цветных» революций на территории бывших союзных республик. И то, что московские выборы называют генеральной репетицией предстоящих парламентских и президентских выборов, отнюдь не случайно. Оппозиция готовится к революции. «Оранжевой», как её воспринимают либералы, «смородиновой», как её видят социал-демократы из «Родины», или какого-либо другого цвета. Суть одна – неспособность отстаивать интересы своих избирателей и сторонников довела демократов до полной политической импотенции. Неоднократно предпринимаемые попытки вылечить недуг ни к чему не привели, поэтому они оказались в положении мужчины, который хочет, но не может, вследствие чего у него возникает необъяснимая ненависть ко всем, кто, по его мнению, виноват в его несчастье. Он бахвалится перед женщинами о своих подвигах в постели, но как только доходит до дела, предлагает… послушать музыку, потому что как раз сегодня его бывшая любовница из чувства мести подмешала стрихнин в кофе и он не может. Но вот потом…

«Выборы не будут ни честными, ни равными. – безапелляционно заявляет молодой лидер. - Что может сделать в таких условиях гражданское общество? Ответ очевиден: мы должны выйти на улицу. Мы можем ждать результатов у телевизора, можем плюнуть и пойти спать, можем заниматься своими делами. А еще мы можем собраться где-нибудь в центре города на большой площади и ждать результатов там», - призывает Илья Яшин. И вот тогда-то, заранее зная, что демократы ни при каких условиях (если только избирком, убоявшись восстания, не припишет коалиции лишние проценты) не должны пройти избирательный порог, будет заявлено о фальсификации и не исключено, что прозвучат призывы к гражданскому сопротивлению.

Что интересно, под флагом революции объединятся и левые, и правые. Практически одновременно с лидером «Обороны» о желании организовать маленький "майдан" высказался Сергей Шаргунов из молодёжной «Родины». «Недовольные найдут себе другую дорогу, если не через выборы — значит, через улицу, – уверяет он. - Союз молодежи "За Родину!" договорился с другими организациями молодежи, что с 4 на 5 декабря, в ночь подсчета выборов в Мосгордуму, мы выйдем на одну из площадей. Это не будет Майдан! Возможно, это будет Манеж...». «Скоро мы в союзе с «нацболами», АКМ и молодежным отделением КПРФ создадим Лигу объединенной молодежи (ЛОМ) и приступим к радикальным действиям, – вторит Шаргунову его помощник Олег Бондаренко и на вопрос о методах действий смущённо отвечает: - Я за захват какой-нибудь чиновничьей дачи».

Действительно, на этой неделе состоялось подписание меморандума между ведущими молодёжными организациями. Молодёжная «Родина», «Оборона», СКМ, АКМ, НБП и другие договорились о принципах сотрудничества. «Впереди — бури, схватки, сражения», - восторженно кричит Сергей Шаргунов. - Мы собрались здесь не для разговоров. Мы собрались для прямых действий! Мы будем проводить акции, если потребуется, то и трассы перекрывать», - подчёркивает он. Более ясно по вопросу тактики, стратегии сотрудничества высказался Эдуард Лимонов, чьи соратники также поставили свои подписи под документом: «Для НБП нет таких сил среди оппозиции, с которыми мы не могли бы объединиться. Я никогда никаких условий никому не ставил, мы уже больше года успешно работаем в регионах с КПРФ и отчасти с «Яблоком». И я не вижу никаких причин для фырканья и отворачивания носа. Мы же не собираемся вырабатывать какую-то общую идеологию. Мы должны рассматривать себя как отдельные боевые отряды большой армии оппозиции».

Таким образом, всё становится на свои места: более интеллектуальные и интеллигентные «яблочники» и «родинцы» занимаются руководством операции, а НБП и АКМ со своими бойцами берут на себя всю чёрную работу, являясь движущей силой прямых протестных действий. Заинтересованы в таком раскладе сил и демократы, получившие в распоряжение «красную» дубинку, и «левые» радикалы, имеющие возможность заявить о себе, как о сформировавшейся партии, принимаемой действующими политическими силами России. Более того, лидер НБП Эдуард Лимонов фактически отговаривал сомневающихся либералов от участия в выборах. «У СПС и «Яблока» во всякое время были депутаты в Мосгордуме. Влияют эти депутаты на социальную и политическую жизнь в Москве и России? - спрашивает Лимонов. – При всем моем уважении к депутатам Бунимовичу, Катаеву, Новицкому и прочим, мне их деятельность не видна. Эти выборы, уважаемый г-н Бунимович, будут в такой же степени выборами, как и выборы 7 декабря 2003 года… Сильно сфальсифицированные, мягко говоря, то есть полностью сфальсифицированные».

До сих пор одной из основных и обсуждаемых тем в либеральных тусовках является «оранжевая» революция. Ей восхищаются, интересуются деталями, примеряют оранжевые шарфики на Россию и искренне сожалеют, что России ещё далеко до такой «свободы». И причина здесь вовсе не в «кровавом режиме». Если на Украине сошлись оппоненты, практически равные по силам, каждый из которых набрал более 40% голосов избирателей, то российские «революционеры» ведут борьбу за 10% голосов в крупнейшем мегаполисе страны. Вопросы есть? Вопросов нет.

Иван Неплюев

Ходорковский благословил объединение СПС и «Яблока»

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *