России «посоветовали» отдать спорные острова Японии

На этой неделе возобновился российско-японский публичный спор о принадлежности Южных Курил. Отвечая 27 сентября на вопрос жителя Сахалина, Владимир Путин заявил, что принадлежность четырёх островов Курильской гряды России обсуждению подлежит. Однако спустя два дня премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми вновь дал понять, что Япония будет настаивать на их возвращении и только тогда согласиться на подписание мирного договора.

Говоря об отношениях с Японией, глава российского государства отметил, что между двумя странами сохраняются нерешённые вопросы, в т.ч. и о принадлежности Южных Курил. «Этот вопрос чувствителен и для России, и для Японии. Уверен, что при доброй воле мы всегда найдем варианты, которые устроили бы обе стороны». В то же время он подчеркнул, что острова являются неотъемлемой частью России, что закреплено международными соглашениями. «Это - результаты Второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать», - заключил Путин.

Реакция японского руководства оказалась вполне ожидаемой. Выступая в парламенте, глава правительства Коидзуми сказал следующее: «Мы намерены неуклонно стремиться к заключению мирного договора с Россией после возврата ею четырёх островов (южных Курил)». А генеральный секретарь кабинета министров Японии Хироюки Хосода выразился ещё яснее: «Возврат принадлежавшего нам изначально есть основа заключения (между двумя странами) мирного договора. Существуют сомнения в том, что российская сторона в достаточной мере знает все нюансы исторических событий, поэтому (у Японии) постоянно возникает необходимость повторять свои требования». 

Вот и поговорили. Уже полвека оба государства выражают готовность подписать мирный договор, а воз и ныне там. Что только для этого не делалось для того, чтобы как-то сдвинуть процесс с мёртвой точки – и встречи без галстука Бориса Ельцина с «другом Рю» (бывшим премьер-министром Рютаро Хасимото – ред.), и попытки заключить соглашения в экономической области, и многочисленные двусторонние комиссии по разным вопросам. Наконец, в октябре 2003 г. был создан «Совет мудрецов», в который вошли известные политические и общественные деятели обеих стран. С российской стороны его возглавил Юрий Лужков, с японской  - бывший глава правительства Иосиро Мори. Но пока не помог и он. Всё, что смогли предложить его члены – это оставить территориальный вопрос потомкам.

Весь спор упирается в четыре острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи. Россия считает их своей территорией, поскольку после Второй мировой войны по мирному договору ей отходили все Курильские острова. Однако Япония различает географическое и юридическое понятия «Курильские острова», упирая на то, что она всегда выделяла их из остальной группы островов. Одно время японцы согласились на то, чтобы сначала им передали только Шикотан и Хабомаи, ранее бывших частью одной из префектур Хоккайдо. Однако с приходом к власти Коидзуми снова поставили вопрос ребром– «отдавайте всё и сразу, иначе не видать вам, русским, мирного договора».

Конечно, у Японии есть в этом споре слабые стороны, и главная из них – энергетическая зависимость от России. Страна бедна полезными ископаемыми, и неслучайно японские компании так желали того, чтобы нефтепровод из города Ангарск в Иркутской области был направлен не в Китай, а в Находку, откуда нефть танкерами доставляется в Страну восходящего солнца. Есть и другая причина – военная слабость. Уже более полувека Япония лишена права иметь настоящую армию, и по этой причине она проигрывает в военном отношении даже российской армии в её нынешнем состоянии.

Однако это не останавливает японцев. Их страна давно уже перенаселена – настолько, что они уже вынуждены отвоёвывать участки суши у моря и насыпать искусственные острова. Поэтому они готовы цепляться за каждый лишний клочок земли. Плотность населения в 130-миллионной Японии около 350 человек на квадратный километр, и она с завистью поглядывает в сторону России, у которой этот показатель – только 9 человек. В то же время их желание подкрепляется их козырями – куда более высокий уровень жизни, чем в России, высокоразвитая экономика, высокие технологии. Население Южных Курил имеет возможность ездить в Японию без виз, и японцы рассчитывают завлечь его своим блеском – по большей части, не показным. Наконец, весь Дальний Восток России ездит на японских машинах, и желающих пересесть на отечественные мало – качество пока не то.

Не кажутся полностью уязвимыми и два вышеперечисленных слабых места Японии. Она находится среди лидеров по разработкам в области альтернативных нефти источников энергии, и недалёк тот час, что она сможет обойтись и без «чёрного золота». А что касается армии – уже принят план по превращению сил самообороны в полноценные Вооружённые силы с самым новейшим высокотехнологичным оружием. Средства на него непременно найдутся – страна располагает крупнейшим в мире золотым запасом. Вдохновитель ремилитаризации страны Коидзуми убедительно выиграл на парламентских выборах 11 сентября, что подтверждает нежелание населения Японии оставаться политическим карликом на фоне экономического могущества.

Учитывая экономическое превосходство и доверие народа, позиция японского правительства по вопросу будущего Южных Курил едва ли будет смягчаться. Тем более что США и Евросоюз устами шефа Пентагона Дональда Рамсфельда и Европарламента уже «посоветовали» России отдать все четыре острова. Визит Владимира Путина в Токио в начале года сорвался, и нет никакой гарантии, что запланированная на осень его поездка в Японию принесёт свои плоды. Слишком уж непримиримы японцы в последнее время по всем направлениям – будь то Курилы, ядерная программа КНДР или вопрос о запрете на китобойный промысел.

Иван Шмелев

Ползучий реванш

Россия-Япония: от Путятина до Путина

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить