Высота «Шенгенской стены» снизилась. Пока на словах

флаг ЕС В Лондоне завершилась встреча Россия-ЕС на высшем уровне. Главным её итогом должно было стать подписание соглашения об облегчении визового режима между Россией и Евросоюзом. Однако подписание не состоялось по «техническим причинам». Правда, Россия добилась  согласия европейцев на подписание документа до конца года и установление единой стоимости виз в Европу.

Подписание договора об облегчении визового режима должно было стать главной и наиболее близкой миллионам людей по обе стороны «Шенгенской стены» частью договора о создании четырёх общих пространств, о чём Россия и ЕС договорились ещё в мае. Однако, как отметил накануне саммита на пресс-конференции заместитель главы комитета Совета Федерации по международным делам и бывший посол России при ЕС Василий Лихачёв, за две недели до приезда Владимира Путина в Лондон на пути подписания документа встали «технические причины». Таким образом, обещанное облегчение режима взаимных поездок пока так и не стало явью.

Кое-чего добиться, конечно, удалось, но пока только на словах. Так, режим об облегчённом порядке получения виз для научных работников, аспирантов, студентов и журналистов уже существует с Германией, Францией и Италией. Теперь он должен быть распространён и на остальные страны-члены ЕС. Кроме того, будет введена единая стоимость европейских виз – 35 евро. Правда, шенгенские визы уже стоят именно столько, так что удешевление виз коснётся только ряда новых членов Евросоюза – например, Чехии и Венгрии, а также Великобритании, стоимость визы в которую составляет 50 фунтов (порядка 70 евро). В то же время цена польской визы возрастёт почти в два раза.

По мнению Василия Лихачёва, одно из главных препятствий для облегчения визового режима – договор о реадмиссии (возвращении незаконных мигрантов в страну, откуда они прибыли). Россия долго не хотела отвечать за граждан третьих стран, проникавших в ЕС, скажем, через российско-финскую границу. «Теперь позиции сторон очень близки. Уже успешно действует двустороннее соглашение с Литвой, и ни одного случая реадмиссии до сих пор не было», - сказал Лихачёв. Его слова на пресс-конференции по итогам переговоров подтвердил и Владимир Путин.

Что же касается туристических виз и частных поездок граждан, то здесь никакого облегчения визового режима пока не произошло. И хотя глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу отметил, что целью остаётся полностью безвизовый режим, продвижение к ней идёт крайне медленно. Российская сторона постоянно стремиться увеличить количество категорий граждан, подпадающих под льготный режим (те же туристы), но в ответ только слышится глухое молчание. И это притом, что страны ЕС ежегодно теряют из-за тяжёлого визового режима с Россией миллиарды евро.  Например, представители туриндустрии чешского курорта Карловы-Вары просто подают сигнал СОС: их доходы за годы существования виз уменьшились почти в 5 раз.

Директора Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что нежелание европейцев облегчать визовый режим связано с их плохим знанием России. «Нужно устранять плохое знание друг друга», - ответил он обозревателю «Правды.Ру» на вопрос о препонах с отменой виз.

Однако кажется, что здесь есть и ещё один момент – Калининградская область. В случае облегчения визового режима у Евросоюза пропадёт важный инструмент давления на Россию, и мечта о создании еврорегиона Восточная Пруссия, о чём открыто говорит часть депутатов немецкого Бундестага, значительно отдалиться.

Сюда же в значительной степени относится и вопрос о положении русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. До сих пор «неграждане» бояться выезжать за пределы страны проживания – просто из опасения, что обратно они въехать уже не смогут. Нежеланием давать право на облегчённое получение российской визы своим русскоязычным гражданам (и тем более «негражданам») для частных поездок Евросоюз намеренно (или ненамеренно) содействует разделению семей, чего не происходит в случае, например, с Алжиром, Марокко и другими бывшими колониями.

Но, скорее всего, здесь речь идёт просто о том, что ЕС предпочитает закрывать глаза на положение русскоязычного населения в Прибалтике. В отличие от Бориса Ельцина, Владимир Путин дал понять, что вопрос о «негражданах» и в целом положении русскоязычного населения – ключевой в отношениях Москвы и Брюсселя. Отвечая на вопрос обозревателя «Правды.Ру» о подвижках в этом вопросе, Василий Лихачёв отметил, что «при нынешних темпах натурализации Латвии и Эстонии потребуется 30 лет, чтобы «решить» вопрос о «негражданах». Это противоречит Конвенции о правах человека 1950 г., Копенгагенским соглашениям о вступлении в ЕС 2002 г. и документам ООН, что попросту недопустимо. ЕС не хочет об этом говорить».

Его ответ дополнил Руслан Гринберг, объяснив, почему Евросоюз предпочитает в этом вопросе «прятать голову в песок», словно страус. «Это прямое нарушение прав человека, налицо двойные стандарты. Но в ЕС считают, что для титульных наций Латвии и Эстонии существует нехороший этнический баланс, и надеется, что многие русские уедут в Россию». Однако он тут же указал, что русские не уедут ввиду более высокого уровня жизни в Прибалтике.

Стоит добавить, что русские в Прибалтике не хотят терять право на свободный въезд в Европу, а заметное облечение визового режима может и поспособствовать переезду части русских в Россию. Так что в вопросе виз желания Евросоюза о «сдерживании притока неведомых русских» и о желательном переезде русских из Латвии и Эстонии в Россию вошли в прямое противоречие. Как и в вопросе появления в России европейски ориентированного общества – бумаги, собеседования и, зачастую, откровенное хамство консульских работников просто отбивают желание у миллионов россиян посмотреть на Европу.

ЕС ужесточает визовый режим

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить