Российская теневая экономика – черная кошка в темной комнате

МВД  внесло свою лепту в рост национальной экономики. Теперь ко всем официальным цифрам можно смело прибавлять 40% - именно такой объем приходится на теневой сектор, уверен заместитель начальника Академии по научной работе Андрей Городецкий .

На прошедшем международном семинаре "Новые технологии борьбы с экономическими преступлениями в области сокрытия доходов", Андрей Городецкий заявил, что сегодня в РФ и на постсоветском пространстве - в странах с переходной экономикой - сложился «критический уровень теневой экономики». "По информации МВД теневая экономика России превышает 40% ВВП", - сказал он, добавив, что данные Росстата не сильно отличаются от оценок министерства внутренних дел.

В Росстате " ПРАВДЕ.Ру " затруднились предоставить актуальные цифры по объемам теневой экономики. С некоторых пор (по крайней мере, в последние два года) эти данные не публикуют. "Эта информация для служебного пользования", - сказали нам в Росстате. Тем не менее, статистическое ведомство отслеживает эти данные – "в основном по внутреннему региональному продукту (ВРП) и валовому национальному продукту". По каждой отрасли идет отдельный дорасчет теневой составляющей. Применяются разные методики. В частности, Росстатом оценивается недобор налогов в бюджет.

В Центре макроэкономического анализа и долгосрочного прогнозирования говорят и про другие методики. "Это досчет оплаты труда, досчет объема производства", - напоминает ведущий эксперт Центра Дмитрий Белоусов.

Вместе с тем, в ЦМАКПе считают данные МВД завышенными. "Судя по разным оценкам, цифра в 40% несколько завышена", - сказал "ПРАВДЕ.Ру" другой эксперт ЦМАКП Владимир Сальников. Он считает справедливой оценкой размеров теневого сектора в 25-30%. "С учетом роста экспортных доходов, можно в каком-то смысле говорить о расширении этого сектора", - говорит Сальников, но, по его словам, цифра в 40% спорна.

Что вообще из себя представляет теневая экономика? Считается, что это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Так или иначе, в России в теневом секторе завязаны почти все граждане, помимо откровенного криминала. Оплата услуг сантехников, нянечек, случайных работников, нанятых для ремонта – все это не очень внешне похоже на криминал, но, вместе с тем, это та часть расходов одних людей и доходов других, которая никак не отражается в российском бюджете в виде налогов.

В России пока не стало хорошим тоном декларировать все свои доходы. Россияне опасаются стать богаче в глазах чиновников. Однако в абсолютном пределе страдает вся отечественная экономика. Занижаются ключевые инвестиционные показатели по целым отраслям. В итоге, Россия попросту оказывается "недооцененной".

Авторы проекта "Сколько тратит Россия", проведенного совместными усилиями REN TV, аудиторско-консалтинговой компании ФБК и газеты «Ведомости», говорят, что нежелание населения демонстрировать свои высокие заработки говорит о том, что какая-то их часть получена по "серым" и "черным" схемам. А иначе, как объяснить, что наше населения тратит больше, чем зарабатывает? Если бы все превышение расходов (млрд руб.) трактовалось как трата "теневых" доходов, отмечается в исследовании, то полученное превышение оценки ВВП над официальной статистикой означало бы долю теневой экономики в 24,9% ВВП.

Впрочем, об абсолютных цифрах говорить сложно. В своем знаменитом исследовании "Выход из тени", аналитики инвестиционной группы "Атон" говорили, что в 2002 году теневой сектор составлял 37% от ВВП. В то же время, Госкомстат оценил теневую экономику по итогам 2002 года в 22,5% от ВВП.

В любом случае, цифры, озвученные на днях МВД кажутся странными. Например, "Атон" в своем исследовании трехгодичной давности говорил именно о выходе из тени – с уровня 41% ВВП в 1998 году до 37% в 2002-ом.

Авторы исследований "Сколько стоит Россия" и "Сколько тратит Россия" доначислили российскому ВВП лишь 33% от его объема. Методика их исследования неоднократно подвергалась критике в экспертных кругах, но даже критики отмечают, что теневая экономика в России близка уровню Италии (у последней, напомним, теневая экономика составляет 27% от ВВП).

Нежелание официальных органов открывать свои методики не позволяет адекватно оценить масштабы теневого сектора. При этом манипуляция этими цифрами может иметь долгоиграющие политические последствия. Слова того же Городецкого об ужесточении уголовно-правовых норм к легализации капитала, полученного в результате экономических преступлений (пусть преступного, но сколь тонка грань!), были красиво подкреплены пресловутыми 40% теневой экономики. Эти слова дали повод к разговорам об отмене самой идеи амнистии капиталов, столь широко разрекламированной Кремлем и призванной не только улучшить инвестиционный климат в стране, но и вернуть в Россию шальные капиталы, сколоченные в смутных 90-ых.

Отдел экономики

Обсудить