"Народное лечение" Старикова

Стариков Совсем недавно внутренний оппозиционер СПС Иван Стариков буквально оккупировал политическое пространство в качестве доверенного лица Михаила Ходорковского. То там, то здесь появлялась его несколько неуклюжая фигура. А речи и действия приводили общественность в некоторое замешательство – Стариков хитроумно противопоставлял себя старому и новому руководству правых сил и формировал вокруг себя эклектическую команду, которой заведомо мог управлять лишь он один. Еще бы! Кто другой взялся бы впрягать в одну упряжку Хакамаду, Доренко и Лимонова?

Левый разворот (или якобы разворот) в мировоззрении заматерелого либерала действительно вызывал недоумение. Но особо настораживала навязчивая активность Старикова. Вроде до лета этого года Ивана Валентиновича знали лишь узкопрофильные специалисты – чиновники, политики и политологи. Такая «непубличность» всегда характеризовала Старикова, несмотря на его вседорожную карьеру.

А «накарьерить» он успел действительно немало – был депутатом Госдумы первого созыва и зампредседателя аграрного комитета, затем перекочевал в замминистры экономики, далее сразу же несколько губернаторов предложили ему стать сенатором от их региона. Стариков выбрал коммуниста Виктора Шершунова, главу Костромской области.

Кстати, вот здесь-то и стоит искать корни неуемной тяги Ивана Валентиновича к постсоветской коммунистической идеологии. Это объясняет молниеносную поддержку Стариковым идеи «левого поворота» Ходорковского.

В верхней палате он тоже активничал – стал заместителем председателя комитета по экономической политике и принимал участие в создании парламентской группы «Федерация». Вершиной его чиновничьей карьеры стало место руководителя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

В образовательном плане сибиряк тоже «не лапоть». Кроме Новосибирского сельхозинститута он окончил Академию народного хозяйства при Правительстве и Президенте РФ и Дипломатическую академию при Министерстве иностранных дел РФ. Защитил кандидатскую диссертацию.

Такая внушительная биография в сочетании с определенной малоизвестностью Старикова как раз и объясняет его летнюю активизацию, которая началась с провала на соискании поста лидера СПС.

И действительно, несмотря на многочисленные дарования, Старикову так и не удавалось нигде стать первым лицом и добиться публичного признания, кроме недолгого руководства аграрным комитетом СФ. Такая словно кармическая маргинальность в высших кругах явно не давала покоя его амбициозной личности.

СПС в некотором роде оказался последней надеждой Старикова. В 45 лет возраст начинает поджимать – ведь эпоха геронтократии давно ушла в небытие. Самолюбивая личность тоже требуют свое. И Иван Валентинович решил побороться за капитанское место на утопающем корабле. Быть может, он надеялся стать его спасителем и тем самым прославиться не только в России, но и на либеральном Западе.

Однако у отходящего (но никак не уходящего) руководства СПС были другие планы. Непрогнозируемый Стариков был им совершенно ни к чему. И они со спокойной совестью закрыли глаза на его опыт и заслуги, предоставив место «лица» партии малоизвестному 30-летнему молодому человеку.

Разумеется, такой обиды и публичного унижения Стариков не смог пережить – что, собственно, не вызывает сомнений. Но он вовсе не хлопнул дверью, а начал многоходовую игру по собственному продвижению. Видимые фрагменты этих пиар-забав россияне могли наблюдать в процессе выдвижения Ходорковского и «гиперопеки» олигарха со стороны Старикова.

Впрочем, такая активность чуть было не стоила «серому кардиналу» места в Политсовете СПС. «Старшие товарищи» и их региональные подпевалы настойчиво хотели избавиться от отщепенца интригантских наклонностей. Но Стариков их все же перехитрил. Подчеркивая свою «угловатость и неуклюжесть» во всех смыслах, он сумел добиться некой жалости, а его посыл к плюрализму мнений вовсе подкосил позиции противников. Решающей точкой местной победы стал в некотором роде психологический шантаж в адрес еще не оперившегося Никиты Белых. Стариков прямо с трибуны партийного Съезда нагло, но якобы по-народному спросил молодого лидера: «Никита, скажи, я тебе нужен в Политсовете?». И что мог на это ответить растерявшейся Никита Белых?!

Такие многоплановые страсти проходили в последнее время вокруг Ивана Старикова. Новый лево-либеральный герой был постоянно на виду. Но вдруг – после снятия с предвыборной дистанции Ходорковского – случилось странное.

Сам Стариков клятвенно обещал, что в случае вступления приговора МБХ всилу до окончания срока регистрации кандидатов у инициативной группы будет достойная замена. Все предполагали, что Стариков расчищает место для себя или, по крайней мере, – для какой-то определенной солидной персоны.

Однако, когда приговор олигарху вступил в силу, никаких действий со стороны Старикова не последовало: электоральный «наследник» Ходорковского представлен не был. В таком вакууме подавать документы поспешили сразу два либерала – уставший от журналистики Виктор Шендерович и познающая политический мир Мария Гайдар. Такая суета только разделила и без того таящие голоса избирателей.

А Стариков замолчал. И что, собственно, он мог сказать работодателям и избирателям? Деньги получил, но отработать их по понятным причинам не смог. Новых сторонников МБХ, за исключением ангажированных единиц, не привел. Достойного реноме Ходорковского в глазах широкой общественности тоже не получилось. Не получилось, собственно, ничего, кроме мимолетного шума и очередной тусовки политических маргиналов в посвежевшем составе.      

Когда журналисты и общественность захотели все же выяснить позицию Старикова по вопросам 201-го округа и вообще о его дальнейших политических планах, оказалось, что лидер инициативной группы просто исчез. В партийном офисе подозрительно отстраненным голосом отвечали, что он уехал в командировку. На вопрос куда, после очень долгой паузы говорили, что не могут этого сообщить.

Что за секреты такие? Голос девушки на телефоне во многом напоминал голос жены, скрывающей психологический срыв своего мужа. Учитывая напряженную ситуацию, длившуюся со времени подготовки еще майского съезда СПС, Стариков действительно мог морально не выдержать таких испытаний. На то у него есть как субъективные, так и объективные причины.

Во-первых, в личном кошельке явно недостаточно финансовых средств для дальнейшего повышения политического статуса, что косвенно подтвердила Ирина Хакамада. В одном из интервью она высказала предположение, что Стариков не баллотируется из-за нехватки денег. В некотором роде - это приговор.

Во-вторых, личные амбиции болезненно требуют гораздо большего. Получается, что образованный и умный человек фактически сидит у разбитого корыта, а его коллега на 15 лет моложе случайно и явно незаслуженно достиг партийных высот. К тому же "мальчик от политики" закончил всего два факультета Пермского университета и даже не смог до конца одолеть аспирантуру.       

Обидно! И несправедливо. Хотя какая справедливость может быть в "гнезде" Чубайса?

Стариков, как кажется, надеялся на деньги Ходорковского. Причем не ухватить жирный грантовый кусок, а честно заработать на выборах и политических акциях. Однако его расчет на гонорары – увы! – не оправдался. Уж слишком мало времени судьба отвела на работу предвыборного штаба. В то же время позиции самого Старикова в партии существенно подкосились, а наличие молодого и "незапятнанного" партийного лидера лишило серого кардинала шансов наконец-то выбиться в белые короли.

Длительный стресс, проигрыш из-за отсутствия огромных денег и череда «обломов» непременно должны были отразиться на жертве обстоятельств. Хоть у Старикова и сибирское физическое здоровье, здоровье психическое явно потребовало восстановления. Тем более что в последнее время все стали обращать внимание на явный сбой в пространственной ориентации и координации Ивана Валентиновича – он как-то постоянно путался, где право, а где лево.

Так что, вероятнее всего, сибиряк сейчас лечит душу народным способом. Проще говоря, ушел мужик в простой запой. Но он не виноват – таковы обстоятельства. Подлечит свое психоэмоциональное состояние – и мы снова увидим Ивана Старикова при параде новых политических идей.

Интересно, а как изменится его сознание после курса «народного лечения»?

Ярослава Крестовская

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить