Искушение нефтью: Чечня хочет быть в доле

Грознефтегаз Кто-то сказал, что у современной Чечни одна беда – нефть. Хорошая, качественная нефть неглубокого залегания, которую некоторые жители Чечни даже добывают сами, вырывая колодцы рядом с месторождениями.

Насчет беды – наверное, это преувеличение. Кавказские войны пылали даже в те времена, когда нефть не сильно ценилась. Тем не менее, это основное богатство сегодняшней Чечни, за которое без особого успеха борются республиканские власти.

Сейчас руководство Чечни просит у президента России Владимира Путина содействия в передаче лицензии на право добычи нефти на территории Чечни напрямую " Грознефтегазу ". Напомним, "Грознефтегаз" объединяет все объекты нефтегазового комплекса республики. Контрольный пакет акций предприятия принадлежит "Роснефти", 49% - Минимуществу Чеченской Республики.

"Передача лицензии позволит дополнительно получить в бюджет республики свыше двух миллиардов рублей, что позволит интенсифицировать восстановительные процессы в разрушенной республике", - сказал президент республики Алу Алханов .

На текущий момент от всего нефтяного потока чеченский бюджет получает лишь плату за так называемые операторские услуги – что-то около 250 миллионов рублей в год.

Естественно, чеченское руководство не могут не обижать эти цифры. Ведь ежегодно "Грознефтегаз" выкачивает два миллиона тонн нефти, всего же разведанные запасы оцениваются в 35 миллионов тонн. К тому же чеченская нефть содержит меньше серы и, следовательно, выше по качеству, чем та же башкирская или татарская нефть. "Ежегодные доходы от чеченской нефти составляют более 15 миллиардов рублей, а бюджет Чечни составляет 10 миллиардов рублей", - утверждает Алханов.

Неудивительно, что каждая новая власть в Чечне пыталась установить контроль над месторождениями. Стоит лишь вспомнить, с каким протестом сопровождалась в 2003 году передача в собственность " Роснефти " имущества нефтедобывающего комплекса Чечни, которое, как и средства нефтепереработки и транспортировки нефти, находилось в ведении государственного унитарного предприятия "Чеченнефтехимпром". Было инициировано письмо от видных граждан Чечни, в том числе от ветеранов ТЭК, с требованием отказаться от передачи республиканского нефтегазового комплекса кому либо и возродить былое величие "Грознефти". Год спустя федеральный центр вроде бы собрался пойти на передачу активов "Грознефтегаза" на баланс правительства Чечни, однако после выборов президента республики все разговоры об этом поутихли.

Кремль и сейчас не видит смысла передавать контроль над нефтедобычей Грозному, хотя сейчас Чечня не требует изменения структуры собственников у "Грознефтегаза". «Самое простое в этом направлении, что можно сделать, - увеличение цены за операторские услуги», - сказал Алханову президент России.

К сожалению, нам не удалось выяснить аргументацию государства по этому вопросу. Чеченская тема до сих пор остается закрытой. Мало кто решается говорить о ней вслух и по существу. Так, в Министерстве регионального развития, равно как и в Минпромэнерго, с нами отказались поделиться позицией по этому вопросу. Также воздержались от комментариев аналитики, связанные с нефтегазовым комплексом, сославшись на непрозрачность чеченского ТЭКа.

Источник, близкий к Роснефти, в интервью газете "Ведомости" заявил, что передавать контроль над добычей нефти "Грознефтегазу" преждевременно. Предприятие будет само распоряжаться добытой нефтью, а значит, будет ослаблен контроль как за освоением недр, так и за получаемыми от торговли сырьем средствами, считает он. "Мы еле-еле навели там порядок, - возмущается собеседник "Ведомостей".

В свою очередь, Кремль пытается компенсировать неполученные республикой нефтяные доходы многомиллиардными целевыми дотациями на восстановление Чечни. Ведомственный принцип распределения дотаций раздражает чеченское руководство, однако Москва не спешит передавать управление финансовыми потоками на местный уровень – еще памятные крупные нарушения с разворовыванием денег на восстановление республики после боевых действий 1994-1996 годов.

Впрочем, в самой Чечне иначе смотря на эту проблему. ""Боятся, что разворуют" - это озвучивается для прессы", - сказал "ПРАВДЕ.Ру" Тимур Алиев, руководитель чеченского Института общественного развития.

"Нет, дело в контроле над республикой. Если республика получит преференции в обладании своими естественными ресурсами, она не только перестанет быть дотационной, но напротив, станет экономически успешной, - говорит Алиев. - Если Чечня станет экономически самостоятельной, она возможно захочет и большей самостоятельности в политическом аспекте. И не только захочет, но и сможет реализовать. Вот этого и боится Кремль".

Обсудить