Кинематограф - опасное изобретение

К 20-м годам прошлого века во Франции развернулась настоящая война, которую вели фанатики кино. Они хотели убедить человечество в том, что кино – это самое настоящее искусство. Тогда, между прочим, это было понятно отнюдь не всем. «Кинематограф - опасное изобретение», - любил повторять Клер, экспериментатор, авангардист и классик в одном лице, французский режиссёр, с раннего детства увлекшийся игрой в фантастические миры. Поначалу этими мирами были театр и поэзия, но… разве что-то может сравниться с кинематографом?

Рене Клер ( René Clair ) (настоящая фамилия Шомет , Chomette ) родился в Париже. Участвовал в Первой мировой войне, после окончания которой работал журналистом и кинокритиком. Вдоволь насмотревшись на чужие киноработы, он решил создать что-то своё. Но для начала он попробовал себя в качестве актера, дебютировав в фильме-балете Л. Фуллера «Линия жизни». Первой же работой Клера-режиссера стала фантастическая комедия «Париж уснул», причем в этом фильме, как и во многих последующих, он выступил и в качестве сценариста. «Париж уснул», открывающий ретроспективу канала «Культура», - шестидесятиминутный фильм в духе Герберта Уэллса по роману Гюстава Флобера. Действие происходит в уснувшем Париже, отравленном неким экспериментальным газом. И лишь несколько чудом не уснувших героев путешествуют между застывшими жителями города, животными и транспортом. На подобных сказочно-фантастических сюжетах будут построены и другие фильмы Рене Клера. Он снимал стильные, умные сатирические комедии, сумасбродные фантазии и сюрреалистические картины. Так, фильм-эссе «Антракт» предлагает зрителю попасть в мир странных сюрреалистических образов из сборника «Антология сюрреализма». Десятиминутный «Антракт» вышел в 1924 году. Фильм был снят Клером  по случаю приезда в Париж шведской балетной труппы Рольфа де Мааре, представившей в театре на Елисейских полях балет «Представление отменяется». Сценарий был написан Франсисом Пикабиа, музыка - композитором Эриком Сати. Для знакомства парижской публики с авторами балета был снят короткий пролог, а в перерыве между двумя актами показывался фильм Клера. В кадре появляются многие активные участники авангардистского движения: Франсис Пикабиа, Мэн Рэй, знаменитый художник Марсель Дюшан, а также композиторы Жорж Орик и Эрик Сати. «Антракт» вполне выдержан в духе дадаистского абсурда – никакого сюжета, поверженная наземь литературность, изящное, но бессмысленное движение предметов и персонажей. Картину восторженно приняли, и Рене Клер стал культовой фигурой, певцом абсурда и нонконформизма.

В эпоху раннего звукового кино Рене Клер - уже признанный классик. С 30-х годов в его творчестве определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В фильме «Последний миллиардер» ( премия Международного кинофестиваля в Москве, 1935 ) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Действие этой комедии-памфлета происходит в вымышленном королевстве Казинарио, состоящем из одного города. Живет королевство от доходов казино, которое со временем разоряется. Однако королевское семейство, во главе с королевой-бабушкой, хочет превратить Казинарио в самую красивую столицу мира и рассматривает макеты будущего города, возлагая надежды на Банко, своего соотечественника, живущего за пределами государства. Он самый богатый человек в мире, которого не затронул ни один кризис. Поэтому королева принимает решение предложить Банко в жены принцессу Изабеллу, а взамен получить от него триста миллионов. Ещё одну комедию – «Ночные красавицы», главную роль в которой исполняет Жерар Филипп, - покажет зрителям канал «Культура» в рамках ретроспективы фильмов Рене Клера. Фильм рассказывает о молодом симпатичном композиторе, сочинившем никому не нужную оперу, и предавшемся мечтам об иных временах, о прекрасных женщинах... Милую добрую ленту с очаровательным Жераром Филиппом Клер задумывал в качестве комического варианта Гриффитовской «Нетерпимости».

Рене Клера (11. 11. 1898 — 15. 03. 1981) называли «авангардистом-академиком», ведь он прошел путь от самого отчаянного авангарда до вполне традиционных, отмеченных печатью академизма картин, попадавших даже в советский прокат. «Молчание - золото» - ностальгическая комедия о ранних годах кинематографа. Эта история переносит нас в Париж начала прошлого века. Герой фильма - кинорежиссер и продюсер Эмиль Клеман, несмотря на возраст, мужчина вполне импозантный, покоритель женских сердец. Однажды на пороге своего дома он увидел прехорошенькую девушку с чемоданами. Оказалось, Мадлен - дочь старого друга Клемана, актера варьете. Она приехала к отцу из провинции, а тот уехал в турне по Франции. Клеман приютил девушку, стал снимать ее в своих фильмах, благо она оказалась очень способной, и влюбился… «Молчание - золото» подтверждает, что талантливый режиссёр не становится заложником одного жанра, одной темы. Именно таким разносторонним, всегда готовым к экспериментам и был французский режиссёр Рене Клер, фильмы которого увидят в октябре зрители канала «Культура».

Екатерина Бычкова

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить