Виталий Калоев: «Что бы ты почувствовал, если бы увидел своих детей в гробу?»

Накануне в Швейцарии завершился судебный процесс над 49-летним жителем Владикавказа Виталием Калоевым, который обвинялся в убийстве авиадиспетчера компании Skyguide. Суд решил, что Калоев совершил умышленное убийство человека, которого считал виновным за гибель своей семьи в авиакатастрофе над Боденским озером 2 июля 2002 года. Приговор – 8 лет тюремного заключения.

Напомним, что всё началось в ночь с 1 на 2 июля, когда в районе Боденского озера, на границе Германии и Швейцарии, самолёт Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» столкнулся с грузовым лайнером «Боинг-757». В катастрофе погиб 71 человек, в т.ч. 69 россиян. Большинство из них составляли дети, летевшие на отдых в Испанию, преимущественно из Уфы. Тем же рейсом на Пиренеи летели жена, 11-летний сын и 4-летняя дочь 46-летнего архитектора из Владикавказа Виталия Калоева, работавшего в Испании по контракту.

Потерпевший катастрофу самолёт находился в зоне ответственности швейцарской диспетчерской компании Skyguide. Она долго не хотела признавать свою ответственность, и за неё официальные соболезнования семьям погибших принесли  власти Германии и Швейцарии. Извинения от диспетчерской компании последовали спустя два года. Мера была вынужденная – расследование показало, что в злополучную ночь плотность движения в небе была невелика, но следить за ней должны были три диспетчера. Однако за пультом наблюдения сидел только один – датчанин Петер Нильсен. Вопрос о компенсациях при этом до сих пор висит в воздухе. Skyguide до сих пор отказывалась платить, и в феврале 2005 года родственники жертв авиакатастрофы над Боденским озером подали в суд Испании иск о выплате компенсаций.

Пока шла судебная тяжба, произошла ещё одна трагедия. 24 февраля 2004 года Виталий Калоев прилетел в Цюрих, где попытался добиться извинений от президента Skyguide Алена Россье, однако вышел от него несолоно хлебавши.  После чего владикавказец отправился в городок Клотен, где вышеупомянутый датчанин Нильсен жил с женой и тремя детьми. Между ними произошёл диалог на повышенных тонах, а спустя некоторое время жена датчанина нашла труп мужа. На теле были заметны многочисленные ножевые ранения. На следующий день в Цюрихе по подозрению в убийстве был арестован Виталий Калоев. Соседи Нильсена опознали в нём человека, с которым повздорил датчанин на пороге своей квартиры.

После этого начался судебный процесс, в который были вовлечены не только российские и швейцарские юристы, но и многие общественные деятели. Психиатрическая экспертиза признала Калоева вменяемым. 25 октября 2005 года суд, наконец, состоялся. Во Владикавказе, Москве и самом Цюрихе прошли довольно многочисленные митинги в поддержку Виталия Калоева, на суд прилетели родственники подсудимого и внушительная делегация Северной Осетии во главе с президентом республики Теймуразом Мамсуровым. 

Прокурор потребовал 12 лет лишения свободы, считая, что Виталий совершил умышленное убийство. Адвокаты – как российские, так и швейцарские, требовали 3-4 лет, поскольку считали, что в момент совершения преступления Калоев был в состоянии аффекта. Сам подсудимый не отрицал факт встречи с Нильсеном, он рассказал, что показывал ему фотографии детей, но что было потом – не помнит.

Процесс был открытым, на него смогли попасть и многочисленные журналисты, и просто все желающие. Часть стенограммы допроса Калоева с судьёй приводит германская газета Süddeutsche Zeitung в статье «Удары в сердце» (Stiche ins Herz).

Судья: Этот несчастный случай полностью искалечил вам жизнь. Вы сказали однажды: «Он положил конец моей жизни». Это так?  

Виталий Калоев: Что я должен на это сказать? Всё так и есть.

Судья: - Вам пришлось идентифицировать тела своих детей?

Калоев: - Мои дети были самыми маленькими. Потому их тела в идентификации не нуждались.

Судья: А вашу жену?

Калоев: У меня не было сил смотреть на неё.

Судья: Обвинение утверждает, что горечь утраты с тех пор стала единственным содержанием вашей жизни. Это так?

Калоев: Это все, что я могу сделать для них. Я почти два года не вылезал с кладбища.  

Судья: Правда ли, что каждое утро вы рассматривали фотографии живых детей, а каждый вечер – мёртвых?

Калоев: Да, верно.

После этого Калоев показывает бумагу из одной адвокатской конторы в Гамбурге от 11 ноября 2003 г. Здесь говорится о мировом соглашении: взамен на выплату 60 тысяч швейцарских франков за смерть супруги и по 50 тысяч франков за смерть каждого ребёнка потерпевшие отказываются от любых претензий к Skyguide. Калоев был возмущён и решил поговорить с президентом компании Аленом Россье и Петером Нильсеном, для чего и прилетел в Цюрих.

Калоев (о встрече с Нильсеном): Он, похоже, не ожидал, что ему придётся ответить за результаты своей работы. Он что-то побормотал. Я показал ему фотографии и сказал: «Это мои дети. Что бы ты почувствовал, если бы увидел своих детей в гробу?»

Судья: Это, должно быть, привело вас в сильную ярость?

Калоев: Конечно. Меня возмутило, что Skyguide пожелала торговать телами моих детей. Это, безусловно, надругательство над погибшими.

Судья: Что вам нужно было в Швейцарии?

Калоев: Чтобы Skyguide попросила прощения у моей семьи. Это было для меня очень важно, я не мог без этого жить.

Судья: Кто именно должен был просить прощения?

Калоев: Человек, который послал письмо.

Судья: Петер Нильсен?

Калоев: Нет. Нильсен тут ни при чём.

Судья: Чего вы ожидали от встречи (с Нильсеном – ред.)?

Калоев: Извинений перед моей семьёй, больше ничего.

Судья: Как вы представились?

Калоев: Если он не знал, кто я, тогда почему он ударил меня по руке? Он выбил у меня из руки конверт с фотографиями. Я помню лишь то, что ощутил, будто тела моих детей перевернулись в могиле, и их выбросило из гробов. К боли от их смерти прибавилась новая боль.

Судья: И что вы тогда сделали? Кто нанёс все повреждения (Нильсену – ред.)?

Калоев: Я не могу этого сказать. (Разводит руками).

Суд удалился на совещание, и вскоре был оглашён приговор: Виталий Калоев был признан виновным в умышленном убийстве и приговорён к 8 годам лишения свободы. Интересно, что все трое судей были едины в своём решении и в сроке заключения. Российские официальные лица заявили о том, что будут добиваться того, чтобы Виталий отбывал часть наказания в России. Глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров, в свою очередь, отметил, что на процессе задавались и провокационные вопросы, например: есть ли у вашего народа кровная месть? (На этом журналисты немецкой газеты внимания не заострили – ред.). Мамсуров, а вслед за ним и многие россияне, заговорили о пресловутых двойных стандартах в подходе к гибели россиян и европейцев. Европейцы всё отрицали.

Впрочем, кое в чём большинство россиян и европейцев были согласны друг с другом. Главным виновником трагедии они считают Skyguide, чей отказ извиниться привёл к целой череде трагедий уже после катастрофы над Боденским озером, главной из которых стали муки родных и близких погибших и сиротство детей диспетчера Нильсена. Извинись они вовремя, датчанин был бы жив, а Виталий Калоев не сидел бы в тюрьме. Пока же швейцарские адвокаты Калоева готовят апелляцию в Верховный суд Швейцарии. Таким образом, до точки в деле Виталия Калоева ещё далеко.

Иван Шмелев, 
Перевод Вадима Трухачева

Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру