Оружие в законе: боевые "стволы" в руках у населения

Разрешить или не разрешить гражданам свободно приобретать огнестрельное оружие? Круглые столы и пресс-конференции на эту тему проводятся с завидной регулярностью. Дискуссии на эту тему не утихают ни в правительстве, ни в СМИ, ни среди населения страны. Государственная Дума периодически возвращается к рассмотрению поправок к закону «Об оружии», предусматривающих расширение перечня видов гражданского оружия самообороны.

На сегодняшний день, согласно «Закону об оружии» в целях самозащиты граждане в установленном порядке могут приобретать либо гладкоствольное ружье, либо оружие самообороны (травматические или газовые пистолеты и револьверы). А после пяти лет владения гладкоствольным охотничьим ружьем можно будет приобрести и нарезное оружие (вплоть до полуавтоматов, переделанных из боевых карабинов и автоматов). К свободной продаже запрещены пистолеты и револьверы с нарезным стволом, а также укороченные ружья и карабины.

На приобретение разрешенных видов оружия самообороны (газовые пистолеты и револьверы или оружие травматического действия, такие как "Оса", "Макарыч", "Наганыч", "Викинг" и т.п.) необходима лицензия. Для ее получения необходимо предоставить ряд документов (медсправку о состоянии здоровья, ксерокопия паспорта, рапорт уполномоченного участкового, две фотографии 3х4) в Отдел Лицензионно-Разрешительной Работы (ОЛРР) и установить металлический ящик или сейф для хранения оружия. После проверки и в случае вынесения ОЛРР положительного решения сдается экзамен на знание правил хранения, ношения и применения оружия. Лицензия выдается сроком на 5 лет. После приобретения оружия самообороны необходимо в двухнедельный срок зарегистрировать его в ОЛРР. Продлить лицензию следует не позже чем за 3 месяца до окончания срока лицензии. Кто не желает сам бегать по инстанциям, может заплатить от 50 до 500 долларов и специальная фирма все оформит сама.

Но и после получения необходимых разрешений, владелец оружия самообороны не может применять его по своему усмотрению. И здесь существуют определенные правила. После каждого применения оружия, необходимо сразу же заявлять об этом в ближайшее отделение милиции. Пострадавшие (если таковые есть) проходят медицинское освидетельствование. После чего заводится дело либо об административном правонарушении, либо уголовное. А в отношении кого будет возбуждаться дело, решает следователь в зависимости от показаний участников и свидетелей. При чем следует отметить, что применять оружие можно только будучи «как стеклышко», даже от бутылки пива придется отказаться.

Но это в идеале. А в реальной жизни все несколько иначе. Есть множество частных охранных предприятий, которые за определенную плату оформляют граждан на работу в качестве охранников с правом ношения короткоствольного оружия. Естественно, все это делается в обход закона об оружии. Не надо забывать и о черном рынке оружия, где можно купить по цене от 500 до 3000 долларов пистолеты ТТ, Макарова, автоматы АК различных модификаций.

В этой связи сторонники легализации короткоствольного огнестрельного оружия указывают на то, что криминальные элементы и состоятельные люди и так могут приобретать любое оружие, которое захотят: «Для того чтобы вооружиться преступникам закон не нужен. Они и так прекрасно вооружены». По оценкам криминологов в России в незаконном обороте находятся миллионы стволов, украденных с военных складов или ввезенных контрабандой. А простые граждане сделать этого не могут, оказываясь совершенно беззащитными в чрезвычайной ситуации. Получается, что запрет на оружие существует только для законопослушных граждан. Сторонники легализации борются за то, чтобы «закон перестал мешать вооружаться честным людям для защиты от преступников», т.к. по их мнению, предлагаемое сегодня гражданам оружие самообороны «абсолютно неэффективно, а применение его разве что разозлит нападающего».

Аргументы в пользу легализации приводятся самые разные. Уже только вероятность того, что человек вооружен, может удержать преступника от нападения. Это способ дать реальный отпор криминальному миру. Упор именно на короткоствольное оружие объясняется его более практичным использованием в городских условиях, так как позволяет скрытое ношение. Им легче и быстрее пользоваться даже людям с физическими недостатками, которым трудно стрелять из ружья.

В союзе «Гражданское оружие» утверждают, что «лишь в одном из нескольких сот случаев успешной самообороны дело доходит до смерти нападающего, в большинстве случаев дело ограничивается демонстрацией оружия». Руководитель московского отделения союза «Гражданское оружие» председатель стрелкового клуба «Сайга» Рафаил Рудицкий сказал "ПРАВДЕ.Ру": «Предлагаемые сейчас для населения резинострелы – это симуляция, действующий макет недооружия. Или представьте, что я кого-то пойду встречать с ружьем наперевес… И потом, сейчас предусмотрена только самооборона. А если надо заступиться за другого человека? Право не имею. А обычные граждане могли бы приходить на помощь милиции. Все это надо решать законодательно». Рафаил Шоломович уверил, что люди, владеющие оружием, очень ответственные: в стране зарегистрировано 5 млн. стволов, а случаев неправомерного использования среди населения – единицы, а среди сотрудников МВД – намного больше. После легализации короткостволов все не побегут покупать оружие. Наркоманы и пьяницы лучше купят бутылку водки.

Наряду с этим лоббисты легализации указывают на то,что короткоствольное оружие более гуманно, т.к. «при самооборонной стрельбе в городе попадание из дробовика наносит смертельное ранение в 80-90%, а попадание из пистолета лишь в 10-15 % случаев».

Указывается и прямая финансовая выгода для государства: пополнить бюджет страны предлагается введением налога за право владения оружием. А свести к минимуму случаи применения оружия неадекватными людьми (наркоманами, алкоголиками, преступниками и т.п.) можно открыв стрелковые тиры, обязательные курсы по обращению с оружием, а также поставив под жесткий контроль продажу и хранение короткоствольного оружия и введя ежегодную перерегистрацию.

Сторонники легализации короткоствольного огнестрельного оружия с сожалением отмечают, что государство не хочет решать этот вопрос. «МВД не хотят, потому что им прибавится работы. Оружейникам экономически выгодно производить резинострелы. Они просто разводят граждан на деньги, предлагая им измененного «Макарова» по более высокой цене. Да и сами граждане не готовы сейчас. У многих психология жертвы. У народа в массе своей нет самосознания. Они все время надеяться на кого-то другого, но не на себя,» - сказал "ПРАВДЕ.Ру" руководитель московского отделения союза «Гражданского оружия» Рафаил Рудицкий.

У противников легализации свои, не менее весомые аргументы. Они считают, что это может привести к росту бытовых преступлений, когда подвыпившие граждане будут выяснять отношения не с помощью ножей, утюгов, сковородок и других предметов домашнего обихода, а с помощью оружия. Естественно, что последствия будут гораздо серьезнее. Усилится и тяжесть мелких преступлений. Сейчас в основном при разбойном нападении главной целью преступников является деморализация жертвы. А если преступники будут думать, что жертва может дать отпор, то они постараются нанести более тяжкие повреждения, чтобы не допустить этого. «Чем больше оружия, тем опаснее. Дилетант не защититься, а только спровоцирует преступника на более агрессивные действия, - сказал "ПРАВДЕ.Ру" депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по безопасности Виталий Маргелов. – В настоящее время и так достаточно много средств для самообороны в свободной продаже. Среди населения отсутствует культура владения оружием. Огнестрельное оружие может быть использовано совсем не в целях самообороны. В этой связи легализация нежелательна».
Многие люди не умеют обращаться с оружием. Они боятся, что после легализации опасно будет ходить по улицам: вдруг еще и подстрелит кто? А если несовершеннолетние захотят поиграть родительским оружием? Ведь подростковая психика очень не устойчива, и в порыве гнева подросток может пальнуть… Кроме того, будут процветать подставные убийства. Противники даже указывают на то, что само государство может стать «объектом вооруженного отпора граждан, доведенных до отчаяния произволом и беззаконием чиновников».

В зарубежных странах к вопросу свободного хранения и ношения оружия тоже относятся неоднозначно. В Дании, Германии, Швейцарии, Румынии и Финляндии вообще не существует никаких запретов на владение любыми типами гражданского огнестрельного оружия. Самые же строгие законы, регулирующие продажу и владение огнестрельным оружием – в Великобритании, Польше и Нидерландах. В США право владеть огнестрельным оружием зафиксировано во второй поправке к Конституции, а в 32-х штатах из 50-ти жителям разрешено носить с собой огнестрельное оружие для защиты от преступников.

Во многих странах с разрешением хранения и ношения оружия существенно снижается количество преступлений. В тех же странах, где ужесточили законы о продаже оружия населению, преступность сразу же вырастала. Именно эту статистику приводят отечественные сторонники в защиту легализации короткоствольного оружия. Но есть и другая статистика. По данным исследователя Эла Келлермана, в США владельцы огнестрельного оружия в 22 раза чаще убивают кого-либо из своих близких, чем преступников. Ежегодно под пулями погибают до 1600 американских детей и подростков. По данным National Vital Statistic Report, наиболее часто - в 58% случаев - огнестрельное оружие применялось самоубийцами. В 38% оно использовалось при совершении преступлений. 3% жертв огнестрельного оружия погибли в результате неосторожности.

Действительно, у всех очень разноречивые мнения. Опросы среди россиян показали, что общество еще не готово к свободной продаже огнестрельного оружия. Это понимают даже сторонники легализации. Вот что в заключение сказал "ПРАВДЕ.Ру" руководитель московского отделения союза «Гражданское оружие» председатель стрелкового клуба «Сайга» Рафаил Рудицкий: «Нам необходимо формировать культуру обращения с оружием, формировать общественное мнение. Мы не обольщаемся, что это произойдет в ближайшее время, но целенаправленно продолжаем свою работу».

Гаянэ Мацейчик