Франция привыкает к погромам

Уже несколько дней продолжаются беспорядки в различных пригородах Парижа, населённых выходцами из Северной Африки. Они начались из-за того, жители арабских кварталов обвинили полицейских в смерти двух подростков, спасавшихся от стражей порядка бегством. Эти бесчинства в очередной раз продемонстрировали всю сложность отношений  между коренными французами и выходцами из бывших колоний, которых с каждым годом становится всё больше.

Проблема проживающих выходцев из стран «третьего мира» уходит корнями в ХIX век, когда Франция захватила обширные территории в Африке и Азии, превратив их в свои колонии. В годы Первой мировой войны многие алжирцы, марокканцы, сенегальцы, конголезцы и жители других колоний приняли активное участие в боевых действиях в составе французской армии. После этого в 1920-е годы многие из них стали полноправными гражданами Франции и смогли переехать в метрополию. Кроме того, ряд жителей колоний получили право на работу во французских городах – правда, при этом им не разрешали взять с собой членов семей.

По окончании Второй мировой войны практически все колонии получили независимость. В 1962 году после восьми лет войны суверенным государством стал Алжир, откуда вернулись сотни тысяч французских поселенцев. Вместе с тем, приток выходцев из колоний во Францию только увеличился. Это было связано отчасти с комплексом вины за превращение этих стран в колонии, а отчасти с начавшимся демографическим кризисом и вызванной им нехваткой рабочих рук. Наконец, в 1976 году был принят закон о воссоединении семей, после чего в страну  хлынули миллионы родственников людей, уже находившихся во Франции, и процесс притока выходцев из стран «третьего мира» начал выходить из-под контроля властей.

Национальный состав иммигрантов весьма разнообразен: здесь есть и вьетнамцы, и выходцы из стран Чёрной Африки, исповедующие христианство, и негры-мусульмане. Однако самую многочисленную колонию составили арабы из Алжира, Марокко и Туниса, которым для попадания во Францию достаточно только пересечь Средиземное море. Точное количество выходцев из бывших колоний посчитать трудно, поскольку законы запрещают во время переписи населения задавать вопросы о национальности и вероисповедании людей. По разным оценкам, только арабов во Франции насчитывается от четырёх до десяти миллионов, и вследствие гораздо более высокой рождаемости, чем у коренного населения, процент выходцев из бывших колоний постоянно увеличивается.

Рост численности «небелого населения» породил множество проблем. Общины иммигрантов заняли целые районы Парижа, Лиона, Марселя и других крупных городов страны. Населенные ими кварталы постепенно превращались в своего рода замкнутые гетто. Французские законы вытеснялись обычаями, принятыми на их исторической родине, в результате чего мусульманские платки-хиджабы на улицах стали частью повседневной жизни. Большинство из новоприбывших не могут найти работу, и в результате пополняют ряды преступных группировок. В гетто процветают вооружённые нападения, грабежи, изнасилования, торговля наркотиками. По данным французской полиции, большинство преступлений в крупных городах совершают иммигранты.

Особенно неблагополучной выглядит ситуация с арабами. В отличие от негров-христиан, они являются представителями совершенно иной, нежели французы, культуры. Получая неплохие пособия по безработице, они тратят своё время на посещение мечетей, происходящее в которых власти страны практически не контролируют. Там открыто раздаются призывы к джихаду и проводится сбор пожертвований на проведение терактов во всех частях света, включая Чечню и саму Францию. На протяжении десятилетий Париж и другие города страны становились мишенью террористических атак выходцев из Северной Африки. Последним крупным терактом стал взрыв в парижском метро летом 1995 года, когда погибли девять человек и десятки были ранены. С тех пор большой террор обходил Францию стороной, однако сообщения о предотвращении взрывов приходят постоянно.

Громкие акции исламистов не всегда связаны с террором. Так, 6 ноября 2001 года в Лионе проходил футбольный матч Франция – Алжир, главным героем которого стал знаменитый Зинедин Зидан – сын иммигрантов из этого североафриканского государства. Большая часть болельщиков на трибунах держала в руках флаги Алжира, а перед началом матча они освистали французский гимн. По ходу матча выходцы из Северной Африки выкрикивали оскорбления в адрес не только французских футболистов, но и французского государства. Когда в ход пошли пластиковые кресла, а группы арабов попыталась прорваться на поле, полиция была вынуждена прекратить игру. Десятки зачинщиков беспорядков пришлось арестовать.

Реакцией французского общества на всё возрастающую численность агрессивно настроенного арабского населения стала возросшая популярность Национального фронта во главе с Жаном-Мари Ле Пеном. Его лозунги о необходимости депортации миллионов иммигрантов и запрет на переселение во Францию для мусульман постоянно находил поддержку более 10% избирателей. В 2002 году Ле Пен смог выйти во второй тур президентских выборов.

Видя, что сидеть сложа руки больше нельзя, власти Франции начали принимать меры. Был введен визовый режим с Алжиром, Марокко и Тунисом, закрыт ряд мечетей, арестованы сотни исламистов. Весной 2005 года на свет появился закон о запрете на ношение в школах открыто выраженных религиозных символов – прежде всего, хиджабов на головах арабских девочек. Это вызвало мощную волну протеста мусульман не только во Франции, но и во всех мусульманских странах. Многие исламские фундаменталисты объявили Франции джихад, но пока её власти не отступили, и стражи порядка стала куда чаще, чем раньше, наведываться в арабские кварталы. Глава МВД Николя Саркози пообещал, что полицейские операции в иммигрантских кварталах участятся, и французские СМИ практически едины в том, что обстановка в стране будет и далее  обостряться.

Иван Шмелев

См. также по теме: "Арабский бунт"

См. также фоторепортаж

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *