Очередной гвоздь в гроб Pax Americana

Чем больше проходит времени с момента окончания холодной войны, тем меньше шансов остается у Соединенных Штатов построить однополярный мир по своему усмотрению. Прошедший на днях саммит стран Западного полушария, завершившийся в субботу в аргентинском городе Мар-дель-Плата, наглядно показал, что даже соседи США не спешат плясать под американскую дудку. Участники форума так и не смогли прийти к единому мнению относительно зоны свободной торговли Америк (ЗСТА), за создание которой ратуют Соединенные Штаты.

На этом фоне примечательно, что латиноамериканские страны ищут иные зоны роста, способные составить альтернативу глобализации по-американски. В этой связи в ином свете смотрится подписанный три года назад Договор о торговле и сотрудничестве между четырьмя крупнейшими странами Евразии и Латинской Америки: Бразилией, Россией, Индией, Китаем. Из первых букв названий этих государств сложилась новая аббревиатура – БРИК.

А смысл?

Порядки, царящие в «мировой экономике», не нравятся не только неправильно реформирующейся, по мнению либералов, России, но и многим другим странам, расположенным в самых разных уголках планеты. Если Россия, Индия, Китай (помните инициативу Е.Примакова?) хотя бы находятся на одном материке и вместе, географически образуют общее пространство, то Бразилия вообще расположена в другой части света. Таким образом, БРИК – это не организация регионального сотрудничества, а, возможно, некая альтернатива Организации экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР ), клуба экономически развитых стран и нескольких стран победнее, согласных с правилами клуба.

Очевидно, страны, входящие в БРИК, посчитали, что двусторонних отношений друг с другом им недостаточно, а многосторонние в рамках международных организаций ( ВТО , например) их по каким-то причинам не удовлетворяют. Зато многостороннее сотрудничество в рамках четверки, предполагалось, станет взаимовыгодным для всех участников. Густонаселенные развивающиеся Индия и Китай нуждаются в нефти и газе, неподконтрольных американским и британским фирмам. С помощью России и Китая Бразилия получила от МАГАТЭ «зеленый свет» на дальнейшее осуществление своей программы по обогащению урана после того, как Президент РФ Владимир Путин побывал с визитом в стране и договорился об оказании технологической помощи.

Индия в рамках БРИК предлагает еще более амбициозный план: сформировать единый региональный рынок нефти, альтернативный мировому (аналогии – инициатива Уго Чавеса в своем регионе и М.Фрадкова в рамках ЕврАзЭС). Нельзя исключить присоединения к БРИК Ирана. Крупные энергетические проекты с Тегераном разрабатывают не только Москва и Дели, но и Пекин. Не последнюю роль играет сотрудничество в военной области. Китай и Индия перешли от конфронтации к сотрудничеству и вместе создают современные системы вооружений. Россия провела недавно совместные учения поочередно с обеими странами, а в следующем году планируются трехсторонние учения.

Неожиданно благожелательный интерес

Обычно все то, что не вписывается в глобализационный сценарий, тут же подвергается критике, как обоснованной, так и с помощью высосанных из пальца аргументов. Но с БРИКом получилось немного интереснее. Некоторые западные финансовые институты не только подхватили новую аббревиатуру, но и принялись строить довольно оптимистичные прогнозы в отношении стран-участников БРИК.

Например, аналитики Goldman Sachs считают, что к 2050 году Россия обгонит по уровню жизни Италию и Германию, а по объему ВВП – еще и Францию с Великобританией. Как заявил в интервью газете «Ведомости» главный экономист глобальной инвестиционной корпорации Джим О'Нил, к середине столетия четыре страны БРИК опередят по совокупному ВВП шестерку крупнейших индустриальных государств мира.

Причем по отдельным странам перспективы выглядят еще более блестяще. Так, О'Нил и его коллеги полагают, что Россия сможет обогнать по объему ВВП любую западноевропейскую страну уже к 2030 году, Индия опередит Японию к 2035 году, а Китай займет место США в качестве ведущей экономической державы мира к 2040 году. К похожим выводам пришли и аналитики Deutsche Bank.

К таким прогнозам, однако, следует относиться с осторожностью. Вполне естественно, что западные финансовые институты смотрят по сторонам в надежде быстро заработать денег. В этом смысле emerging markets (развивающиеся, формирующиеся рынки) являются для горячего капитала портфельных инвестиций интересным местом для вложений. Устоявшиеся рынки Запада являются менее рискованными, но и менее доходными, в то время как развивающиеся рынки – высокодоходны, как правило, особенно в спекулятивном смысле, риски же можно при наличии навыков минимизировать. Другое дело, как портфельный бум скажется на самом развивающемся рынке, и здесь не следует забывать об участи «азиатских тигров» и Аргентины.

Сомневающиеся с Запада

Как и у любой смелой гипотезы у оптимистического сценария развития БРИК нашлись и критики. Некоторые аргументы из разряда критических приводит и Русская служба Би-би-си. По мнению обозревателя британской радиовещательной компании Питера Дэя, особенности развития одного или нескольких членов БРИК могут серьезно помешать реализации этой амбициозной идеи. Например, россияне умирают слишком рано и рождаемость в России падает. Препятствием для успешного развития России называются и олигархи, которым удалось завладеть столь огромной частью национального богатства, что по этому показателю Россия встает в один ряд с другими странами БРИК.

Не все так гладко и других членов БРИК: промышленность Бразилии еще силишком «забюрокрачена, дотирована, а это негативные факторы в долгосрочной перспективе». «Госпатернализм - единственное, что удалось придумать, а это неэффективно. Нам бы не помешала порция дикого капитализма - как в Китае», - уверен бразильский публицист Диого Майнарди.

По мнению ученых Бразильского института социально-экономического анализа, не слишком твердо стоит на ногах Китай. «Я был там, это социально и технологически неустойчивое общество», - говорит директор института Кандидо Гжибовский. По его словам, «у Индии тоже немало проблем. Россия прежде была сильной, но не знаю, станет ли она сильной вновь».

Барьер честолюбивым амбициям стран БРИК может поставить и природа. Влиятельный деятель движения за охрану природы в США, основатель WorldWatch Institute и Earth Policy Institute Лестер Браун полагает, что в трех из четырех стран БРИК экономическому росту может помешать экологический кризис. «Китаю угрожает дефицит воды в северной половине страны», - предупреждает он. Такое развитие событий скажется как на сельском хозяйстве, так и на промышленности, считает Браун. По его словам, «сокращение лесных массивов в бассейне Амазонки в Бразилии самоубийственно и чревато нарушением круговорота воды в центральных и южных районах страны». «Проблема воды актуальна и для Индии, уровень водоносных горизонтов в стране понижается, и когда источники водоснабжения начнут исчерпываться, по выражению одного индийского эксперта, в сельских районах начнется хаос», - бьет тревогу Браун.

В итоге…

По большей части, прозвучавшая критика, безусловно, справедлива. Однако все страны, в том числе и экономически развитые, имеют собственные проблемы. Мало того, большинство экспертов сходятся на том, что страны Запада в целом близки к пределам роста. Опять же, если проанализировать критику по сути, легко видеть, что, например, серьезные экологические проблемы вплотную стоят перед тремя странами БРИК (кроме России), а те претензии, что высказаны в адрес России имеют, надеюсь, временный характер.

Сомнения в отношении перспектив роста Бразилии, Индии, Китая нас беспокоят, но не имеют прямого касательства к нам. Сотрудничество осуществляется в тех объемах, в каких имеет место взаимная выгода. Станут эти страны экономическими сверхдержавами в будущем или нет – это задача для правительств этих государств. Что еще важнее, критика в адрес компаньонов России по БРИК косвенно подтверждают наличие у страны всех необходимых объективных предпосылок для успешного развития: высокая степень ресурсной самодостаточности, удачные технологические примеры из прошлого и, в какой-то степени, настоящего, недорогая и квалифицированная рабочая сила, высокий уровень образования населения и многое другое.

Непреодолимых препятствий объективного свойства перед нашей страной в настоящий момент не наблюдается. Понятно, что не всем это нравится, но в конечном счете, будет ли Россия сильной вновь зависит всецело от нее самой. От ее народа и руководителей.

Алексей Ковалев, "ПРАВДА.Ру"