Жилищные законы Москвы не имеют права на существование

Квартирный вопрос, вечно портящий москвичей, может стать еще более проблематичным в ближайшие месяцы. Под прикрытием и без того обременительного нового Жилищного кодекса московские власти готовы предпринять еще большее наступление на права тех, кто собирается изменить свои жилищные условия, а также жильцов выселяемых домов.

В преддверии выборов в Московскую городскую думу (МГД) и по мере усиления предвыборной борьбы разные политические силы традиционно обличают во всех грехах нынешние московские власти. Справедливости ради следует отметить, что последние зачастую сами дают обильную почву для критики.

Так, например, депутат Госдумы Галина Хованская обвиняет московских чиновников в нарушении Конституции страны и Гражданского кодекса за нарушения прав граждан в жилищной сфере. «Полтора года назад жилищное законодательство Москвы опережало федеральное и было прогрессивным», - рассказала вчера Хованская на своей пресс-конференции. Но «сейчас в нем происходят изменения не в лучшую сторону для москвичей», - отмечает она. Хованская знает, о чем говорит, – в свое время она принимала участие в разработке московского жилищного законодательства, будучи депутатом столичного парламента.

По словам Хованской, в ближайшее время – сразу после выборов в МГД – городские чиновники будут проталкивать новые инициативы в жилищном законодательстве, ущемляющие права граждан.

Один проект уже был внесен в МГД и должен был рассматриваться 2 ноября. Он затрагивает права граждан при переселении и сносе домов - права собственников и права нанимателей, рассказала журналистам Хованская. «До 4 декабря (выборы в МГД) проект не будет рассмотрен. Иное означало бы принятие непопулярного решения накануне "великого дня"», - сказала депутат. Этот закон потенциально затрагивает очень многих, так как по нынешним правилам снести могут любой дом - основанием для освобождения жилых помещений сегодня в Москве может быть необходимость любого нового строительства. Определение степени «необходимости» - полностью на совести чиновников.

Рассматриваемый законопроект должен будет заменить действующие сегодня правила. В частности, по свидетельству депутата, в новом законопроекте пересматривается одно из основных положений – обязанность властей переселять жильцов в том же районе. Исключений было немного – это правило не действовало лишь в случаях переселений из аварийных домов или когда собственник получал две квартиры вместо одной своей – вторую он получал в районе массовой застройки.

В проекте, который будет рассмотрен после выборов, исключений станет больше. Так, жильцам коммуналок придется ехать в новостройку в другом районе. Либо - если жильцы уж очень захотят остаться в этом же районе, то им "любезно" предоставят такую же комнату в другой коммуналке. Немногие оставшиеся после принятия нового Жилищного кодекса очередники  могут надеяться на сохранение района проживания. Им предоставят квартиры в первом попавшемся районе массовой застройки.

Кроме того, изначальная редакция этого закона давала собственнику право не только получить рыночную компенсацию за изъятое жилье, но и предварительную равноценную компенсацию.

Чиновники хотят изменить этот порядок. «Если вы являетесь собственником квартиры, а власть очень спешит снести дом – мало ли, перед мэром надо отчитаться, – вам предлагают заключить договор краткосрочного найма на новое жилье. И по новому проекту закона в течение месяца вы обязаны будете переехать. За это время ваш прежний дом снесут», - говорит Хованская.

Проблемы могут появиться, если в этот период - после переезда и до того, как пройдет регистрация права собственности на новое жилье, - собственник умирает. Тогда его наследник, если он был зарегистрирован в квартире, но собственником не являлся, оказывается ни с чем. «Максимум, что он получит – это право пользования новым жильем, но не право собственности», - констатирует Хованская. А ведь нередко бывает, что люди не были зарегистрированы в квартирах, завещанных им.

В практике Хованской было два таких случая, когда после смерти собственников выселяемых квартир на этапе получения нового жилья родственникам-наследникам приходилось в суде доказывать право на квартиры, которые должны были достаться покойным.

Эта норма противоречит Гражданскому кодексу, уверена депутат. «Компенсация должна быть именно предварительной. А это в законопроекте не гарантируют», - утверждает она. Хованская рекомендует: «пока не зарегистрируют договор мены старого жилья на новое, то есть не предоставят реальную компенсацию, не соглашайтесь переезжать в квартиру».

Чиновники не в первый раз ущемляют права жильцов расселяемых домов. Год назад была подредактирована норма, определяющая размер компенсации тем выселяемым жильцам, кто получает взамен не новое жилье, а деньги. «Раньше в законе было положение, что помимо рыночной стоимости в компенсацию входит стоимость не произведенного городом в течение более 30 лет капитального ремонта», - напомнила Хованская. При таком раскладе можно было купить квартиру в этом же районе такой же площади – но либо в новом типовом доме, либо отремонтированном.

Теперь эту норму за «ненадобностью» изъяли. В итоге, по словам Хованской, если за квартиру в доме-развалюхе просто дадут ее рыночную стоимость, то на эти деньги можно будет купить квартиру лишь в такой же развалюхе.

Но это еще не все радости, которые ожидают москвичей. На подходе другой документ – постановление №827 "Об обеспечении права жителей Москвы жилыми помещениями" от 25 октября, одобренное правительством Москвы, но еще пока не принятое.

Этот законопроект должен будет заменить действующий "Закон об улучшении жилищных условий жителей Москвы". «Москва – богатейший регион, далеко не дотационный, - удивляется Хованская. - Но столичные чиновники, ссылаясь на новый Жилищный кодекс, решили уменьшить норму постановки на учет». Раньше человек признавался нуждающимся, если в отдельной квартире он занимал площадь меньше 10 м 2 по площади, а в коммунальной – 15. Теперь предлагается – 9 м 2 в отдельной квартире, а из коммунальной – с 15 до 12.

Норма предоставления жилья тоже предполагается сократить. Если сейчас в Москве действует норма 18 м 2 на человека, то чиновники собираются снизить эту норму до 16 м 2 .

Но и это еще не все, предупреждает Хованская. В документе №827 предлагается в два раза увеличить срок учета сделок с жильем, которые провели члены семьи, претендующие на улучшение жилищных условий. Если семья, к примеру, разменяла квартиру, продала и купила меньшую, то это считается искусственным ухудшением жилищных условий, и на этом основании претендентам на новую квартиру может быть отказано в льготной ссуде или предоставлении нового жилья согласно заявленным требованиям. И если раньше срок, за который учитывались сделки, составлял 5 лет, то чиновники хотят увеличить его до 10 лет. За этот срок люди могут успеть развестись, говорит Хованская, но они не должны будут расселяться, иначе это будет считаться искусственным ухудшением жилищных условий.

Хованская предлагает надеется на благоразумие городской думы, но и она признает, что столичные власти все больше оттесняют городской парламент от участия реальной экономике Москвы.

Раньше депутаты МГД согласовывали ставки по оплате за содержание и текущий ремонт жилого помещения, а также плату за наем, напоминает Хованская. Кроме того, московские парламентарии определяли порядок предоставления жилья льготным категориям граждан и всем остальным очередникам, коих насчитывалось около полумиллиона человек. Но правительство Москвы последовательно устранило участие Мосгордумы в решении этих вопросов. Теперь ставки по оплате жилья и распределение квартир нуждающихся самовольно определяют чиновники.

Хованская возмущается тем, что Московское правительство делает за спиной Мосгордумы: «они уже второй раз принимают постановление правительства по увеличению до 18 лет срока ожидания расселения для семей с тяжелобольными вместо прежних 3-5 лет».

Раньше, когда депутаты принимали этот закон, в нем учитывалось множество условий: тяжесть жилищных условий, коммунальная квартира или отдельная, сколько больных в семье, вплоть до типа планировки. «Чиновники решили, что это лишнее», - говорит Хованская.

Принося все новые и новые «новации», ущемляющие права москвичей, чиновники ссылаются на новый Жилищный кодекс, забывая про Конституцию, которая распространяется и на городских чиновников. «В Конституции есть 55-я статья, где сказано: не могут в РФ приниматься законы, отменяющие или умаляющие права граждан. Почаще бы эту статью читали те, кто вносит такого рода предложения», - говорит Хованская. «Законы Москвы, ухудшающие положение москвичей, не имеют права на существование», - заключает он

Обсудить