Пересмотр приоритетов: что приемлемо для США, того нельзя другим

Конгресс США, несмотря на сопротивление Сената,  большинством голосов поддержал отмену эмбарго на поставку вооружений в Индонезию. Этим широким жестом Вашингтон старается восстановить доверительные отношения между двумя странами и поощрить Джакарту.

Комментируя спорное решение, представитель Госдепартамента США Шон Маккормик заявил, что Индонезия является умеренным исламским государством, и Белый дом считает важным поддерживать дружественные отношения с "третьим по численности населения демократическим государством мира".

Примечательно, что еще в начале этого года США выступали за сохранение эмбарго на предоставление Индонезии финансовой помощи и поставки ей военной техники. Американцы считали, что правительство этой страны недостаточно активно занимается вопросами соблюдения прав человека и моральным обликом собственных Вооруженных сил.  Как известно, Индонезия пала в глазах Вашингтона после операции индонезийских военнослужащих против сепаратистов в Восточном Тиморе в 1999 году и в связи с недостаточным контролем в армейских частях.

Однако это не помешало США пойти на уступки в январе этого года и разрешить коммерческие поставки в страну отдельных запчастей для имеющихся у нее военно-транспортных самолетов C-130 "Геркулес", которые применялись для устранения последствий цунами на Суматре.

Поездки президента Индонезии Сусило Бамбанга Юдойоно в Вашингтон, в ходе которых обсуждались военно-технические вопросы, оказались небесплодными. По словам президента страны, возобновление сотрудничества станет новой вехой в двусторонних отношениях.

Администрация президента США, памятуя, видимо, о “золотом” периоде правления Сухарто, когда военные ведомства двух стран успешно сотрудничали, надеется, что Индонезия станет надежным союзником в борьбе с международным терроризмом.

Кроме того, очевидно, что, обретая влияние на Индонезию, США надеются упрочить свои позиции в Юго-восточной Азии с тем, чтобы сохранить баланс сил в регионе и не допустить на свое место Китай, который, кстати, тоже имеет все шансы избавиться от эмбарго, введенного в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь. ЕС в начале этого года уже доводил до сведения Белого дома свои намерения. Тогда Кондолиза Райс заявила, что если запрет на продажу оружия будет снят, Китай может резко активизировать закупки вооружений и спровоцировать ряд других государств последовать его примеру.

США, предаваясь игре в законность и преследуя собственные интересы, располагая к себе одних, вызывает нервозность других.

Так, в начале этого года Вашингтон предложил властям Индии начать совместное производство модифицированных истребителей-бомбардировщиков F-16, а затем одобрил продажу Индии модифицированных зенитно-ракетных систем "Пэтриот-3". После того, как Пакистан выразил в связи с этим свою обеспокоенность, в Вашингтоне поспешили сообщить, что США стремятся “укрепить и расширить отношения” с обеими странами – и Пакистаном (в который было решено поставить истребители F-16 после снятия соответствующего запрета от 1990 года), и Индией.

Вместе с тем критики сомневаются, что в борьбе с терроризмом может быть использовано все вооружение, которое может теперь свободно попасть в Юго-Восточную Азию. Кроме того, за потоками вооружений и военными объектами необходимо устанавливать дополнительный контроль, что сопряжено с дополнительными трудностями.

Владимир Высоков

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить