Осетинская «Берлинская стена»

На этой неделе резко обострилась обстановка в Южной Осетии. В ответ на задержание грузинскими полицейскими осетинского милиционера, которого они обвинили в реализации фальшивых долларов, правоохранительные органы непризнанной республики по подозрению в диверсионной деятельности задержали около 20 грузин. В свою очередь, Грузия ввела фактическую блокаду столицы Южной Осетии Цхинвали, а жители грузинских сёл перекрыли Транскавказскую магистраль, связывающую Южную Осетию с Северной.

Одновременно вопрос об урегулировании конфликта в Южной Осетии обсуждали главы МИД стран-участниц ОБСЕ на своей встрече в Любляне. Комитет министров ОБСЕ единогласно поддержал мирный план урегулирования конфликта, предложенный президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Согласно ему, мирный процесс должен включать в себя три этапа: демилитаризацию региона, финансирование экономики региона Евросоюзом и определение политического статуса Южной Осетии. Президент Грузии предложил Южной Осетии  широкую автономию, под которой подразумевал два официальных языка, зону свободной торговли и представительство в центральных органах власти.

Кроме того, в совместном заявлении глав МИД ОБСЕ говорилось о необходимости соблюдения территориальной целостности Грузии и необходимости активного участия в урегулировании конфликта ОБСЕ и Евросоюза. Многие заговорили о том, что Россия сдала Южную Осетию, и теперь в составе Смешанной контрольной комиссии (СКК) появятся представители ЕС и США, как предлагал премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. 

О заявлении глав МИД ОБСЕ об обстановке в Южной Осетии и об истории грузино-осетинского конфликта «Правда.Ру» побеседовала с заведующим Отделом Закавказья Института стран СНГ Михаилом Александровым.

- Можно ли говорить о том, что на встрече ОБСЕ в Любляне Россия сдала Южную Осетию?

- Не думаю. Россия и раньше говорила о том, что она признаёт территориальную целостность Грузии. Но неумение грузин разобраться со своими автономиями не имеет с этим ничего общего. К тому же границы Грузии не закреплены юридически. Отмечу, что Россия, как и Южная Осетия, не давали и не дают согласия на замену формата СКК и наших миротворцев западными. Так что никого мы не сдали.

- Какую часть «Плана Саакашвили» согласились принять Россия и Южная Осетия?

- Речь идёт о постепенной демилитаризации. От войны устали все. О зоне свободной торговли тоже следует разговаривать, потому что возможность свободно перемещаться и продавать товары является единственным источником существования как для осетин, так и грузин, поскольку в ужасной бедности живут и те, и другие.

- А что насчёт широкой автономии?

- На это осетины не пойдут никогда, и для объяснения надо взглянуть в историю. Дело в том, что у осетин, как и грузин, существовало своё государство – Аланское царство, которое, как и Грузию, в XIII веке уничтожили татаро-монголы. Грузинам, в отличие от осетин, в XVII  веке удалось возродить своё государство, которое неоднократно пыталась подчинить Южную Осетию себе. Отмечу, что грузинские феодалы пытались закрепостить осетинских крестьян, которые не знали крепостного права. В свою очередь, Грузинская православная церковь работала над «огрузиниванием» единоверцев-осетин.

- В  ХХ веке это продолжалось?

- Да. В 1920 году меньшевистская Грузия завоевала Южную Осетию, которая впоследствии стала автономной областью в составе Грузинской ССР. Все годы Советской власти, как и до этого, здесь шла насильственная ассимиляция. Наиболее ярко это выражалось в том, что всячески ограничивалась сфера применения осетинского языка. Кроме того, к осетинским фамилиям добавлялся суффикс «швили». В начале 1990-х гг. первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдия упразднил даже «бумажную» автономию, что, собственно, и спровоцировало войну. И она до сих пор не восстановлена даже на бумаге.

- Сколько сейчас в Южной Осетии грузин и сколько осетин?

- В Южной Осетии проживает примерно 20 тысяч грузин и 80 тысяч осетин. При этом осетины позволяют грузинам Южной Осетии жить на территории своей непризнанной республики и не занимались местью за годы, а то и века насильственного «огрузинивания».

- Как вы расцениваете блокаду Цхинвали?

- Дело в том, что Цхинвали почти со всех сторон окружён грузинскими сёлами, поэтому его несложно блокировать. Сейчас Грузия пытается спровоцировать там гуманитарную катастрофу, но Запад молчит – он на стороне Грузии. Сейчас Южную Осетию связывают с Северной только плохие просёлочные дороги, и осетины их усиленно охраняют.

- Живут ли осетины на территории собственно Грузии?

- Раньше их там было более 100 тысяч, но сейчас почти все они убежали. В собственно Грузии осетины не имеют никаких национальных прав. А своего пресс-секретаря – осетинку Алану Гаглоеву – Михаил Саакашвили использует исключительно в пропагандистских целях, что, якобы, осетинам в Грузии хорошо живётся. Но она, похоже, чуть ли не одна такая.

- Осетины – единый народ или, как утверждают в Грузии, в Северной и Южной Осетии живут два народа? Можно ли провести какие-то параллели с разделением Германии?

- Осетины – единый народ, и в 1783 году по Георгиевскому трактату Осетия входила в состав России целиком. Осетины не хотят быть разделёнными государственной границей. В этом и состоит главная причина, почему Южная Осетия не согласится на вхождение в состав Грузии нипри каких условиях и будет стремиться к объединению со своими соплеменниками в Республике Северная Осетия - Алания. Этим, главным образом, и объясняется желание осетин Южной Осетии войти в состав России.

Действительно, ситуация очень похожа на ту, что была у немцев в годы существования Берлинской стены. И никакое ОБСЕ, и никакие блага нахождения в составе Грузии не заставит осетинский народ забыть о своём единстве. Как не заставили в годы «холодной войны» забыть о национальном единстве немцев.

Вадим Трухачев

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *