"Майдан в Белоруссии невозможен. Но попытки его повторить - будут"

В пятницу нижняя палата парламента Белоруссии назначила президентские выборы на 19 марта 2006 года. Согласно белорусскому законодательству, избирательная кампания стартует за три месяца до дня голосования. Пока что о своём участии в выборах заявили действующий глава государства Александр Лукашенко и лидер оппозиции Александр Милинкевич.

Недостатков в прогнозах развития обстановки в Белоруссии нет. Власти клянутся, что не допустят никакой «оранжевой революции» в Минске. Между тем на Западе открыто говорят о необходимости свержения Александра Лукашенко и выделяют десятки миллионов долларов белорусской оппозиции. Ярче других высказался избранный президент Польши Лех Качиньский, призвавший Запад к «крестовому походу против режима Лукашенко».

О нынешней обстановке в Белоруссии, о перспективах развития ситуации в республике и о будущем союза России и Белоруссии «Правда.Ру» побеседовала с директором Центра политических исследований Сергеем Марковым и заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Романенко.

Возможно ли повторение в Минске «оранжевой революции»?

Сергей Марков: Попытки повторить Майдан, безусловно, будут. На это есть определённый заказ внутри Белоруссии, потому что многие люди недовольны политикой Лукашенко. Запад вложил в революцию огромные деньги, и, главным образом, именно на эти деньги были созданы организованные структуры оппозиции.

Однако победить оппозиции будет очень сложно в силу трёх причин. Первая - Лукашенко, в отличие от Леонида Кучмы, пользуется огромной популярностью в обществе. Вторая - силовые структуры Белоруссии, в отличие от Украины, готовы подавить любое подобное выступление. Третья - Белоруссия, в отличие от Украины образца 2004 года является не демократическим, а жёстким авторитарным государством.

Владимир Романенко : Майдан в Белоруссии невозможен. Степень организованности оппозиции очень низка, она неконструктивна. Это совершенно не исключает возможности каких-то провокаций. Запад будет «науськивать» оппозиционеров на стычки с милицией, чтобы она приобрела ореол «мучеников». Однако из этого вряд ли что выйдет - большая часть населения поддерживает Александра Лукашенко, на его стороне и все правоохранительные структуры.

Снижает ли шансы оппозиции личность Александра Милинкевича? Например, тот факт, что он представляет католическую общину страны, ориентированную на Польшу…

С.М. : Безусловно, этот факт играет немалую роль. Как и то, что Милинкевич работал в американских организациях. Это лишний раз доказывает слабость оппозиции и её полную подконтрольность США и Польше.

В.Р. : Это, конечно, играет некоторую роль, но польский фактор в Белоруссии гораздо меньше, чем на Украине. Католики в Белоруссии составляют меньшинство, и их влияние куда ниже, чем у греко-католиков на Украине. Это, в свою очередь, дополнительно уменьшает шансы Милинкевича, поскольку он представляет явное меньшинство, чего не скажешь о Викторе Ющенко в случае с Украиной. К Польше в Белоруссии относятся как к партнёру в челночном бизнесе, но у этого партнёра нет шансов повлиять на обстановку в Белоруссии, чего бы не говорили по этому поводу Александр Квасьневский или Лех Качиньский.

С чем связана популярность Лукашенко в народе? Играет ли какую-то роль то, что он, в отличие от Кучмы, объявил русский вторым государственным языком?

С.М. : Это, конечно, важно, как и его намерение строить союз с Россией. Белорусский народ приветствует любые инициативы, направленные на сближение с Россией. Но не только в этом дело. Александр Григорьевич смог обеспечить в стране низкий уровень преступности и политическую стабильность. Кроме того, в стране нет олигархов, и качество жизни – самое высокое в СНГ.

В.Р.: Объявление русского языка вторым государственным было куда важнее для самой Белоруссии, чем для России, ведь его считает родным подавляющее большинство белорусов. Союз с Россией в глазах белорусов – одно из главных достижений Лукашенко, но в его строительстве Лукашенко допустил немало просчётов. И фактор русского языка он использует для того, чтобы эти просчёты сгладить.

Каково будущее союзного государства России и Белоруссии после 19 марта 2006 года?

С.М.: В случае прихода к власти оппозиции союз прекратит своё существование. Наиболее же вероятно, что Лукашенко останется у власти, и в этом случае ничего не изменится до тех пор, пока «батька» сможет самостоятельно противостоять давлению Запада. Пока у него сил достаточно, поэтому реальное углубления, например, введение единой валюты, вряд ли возможно.

В.Р. : С оппозицией всё ясно – она развалит союзное государство. А Лукашенко продолжит прежний курс. Он будет тянуть с введением единой валюты и повышением роли наднациональных органов, потому что он понимает, что стать видным игроком на российском политическом поле ему не удастся. Вообще Лукашенко – не самый идеальный партнёр. Например, он облагает российские товары административными ограничениями, заменяющими таможенные платежи. С российской стороны по отношению к белорусским товарам подобного нет.

Может ли сам Лукашенко разорвать союз с Россией и резко повернуться лицом к Западу, как это в своё время сделал президент Молдавии Владимир Воронин?

С.М.: Это вполне возможно. Однако тот же сценарий, что и в Молдавии, здесь не сработает. Воронин испугался «оранжевой революции», а Лукашенко её не боится и будет руководствоваться иными соображениями – например, шантажировать Россию и добиться каких-то уступок. Но Запад не примет Лукашенко – его, в отличие от Воронина, уже объявили диктатором, и переиграть это очень сложно.

В.Р. : Конечно, Лукашенко при определённых обстоятельствах может попытаться развернуться на Запад. Однако в глазах Европы и Северной Америки Лукашенко перешёл все рамки дозволенного, и пути назад у него нет. Запад его не примет.

Иван Шмелев

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы