Мордобой обещают, а в суд не идут

Обнародованный в конце марта доклад о коррупции в некоторых политических партиях, подготовленный группой экспертов во главе с одним из руководителей Контролигархического фронта и видным российским антиглобалистом Борисом Кагарлицким, до сих пор, что называется, на слуху и среди политэлиты, и среди простых граждан, интересующихся реальной подоплекой слов и действий крупнейших политических лидеров. Ничего сенсационного "Штормовое предупреждение" не содержит, поскольку основан на открытых источниках - многочисленных публикациях в СМИ о руководителях как левых (КПРФ, "Родина"), так и правых ("Яблоко", СПС).

Что интересно, опубликованные в различных местах и в разное время статьи никаких претензий со стороны героев не вызвали. Но теперь, когда коррупционный компромат собран воедино и производит сильное и тягостное впечатление, было бы вполне резонно ожидать, что партии, о которых идет речь в докладе Кагарлицкого, на него отреагируют.

Видов реакции на подобные разоблачения может быть только три. Либо публичное и конкретное опровержение обнародованных сведений в печати. Либо, если есть основания считать доклад клеветой, отстаивание партийной репутации в суде. Ну и, наконец, полное молчание, которое, как всем хорошо известно, означает не только согласие, но и боязнь, что, в случае публичного обсуждения спорных вопросов, могут всплыть еще более скандальные вещи.

Пока только руководство КПРФ и лично Геннадий Зюганов озаботились проблемой своей репутации, да и то частично. Коммунистов оскорбило, что группа Кагарлицкого повторила информацию, что семье Зюганова принадлежит нехилое имущество - заводы, виллы, яхты - в некоторых странах Ближнего Востока, что теперь стало предметом разбирательства в суде. Правда, более существенные обвинения, в частности, в связях с олигархами и лоббировании их интересов, руководство КПРФ пока особо не замечает и вносить ясность в ситуацию не спешит. Да и что сказать, когда юкосовский ставленник Алексей Кондауров не только является одним из самых активных членов фракции КПРФ в Госдуме, но и вместе с другим давним знакомым Ходорковского Юрием Маслюковым продолжает закулисно отстаивать олигархические интересы в ВПК и газо-нефтяном секторе…

Однако коммунисты хоть как-то прореагировали на публичное обвинение в коррупции, в то время как "Яблоко" и "Союз правых сил" предпочитают занимать позицию страусов, прячущих голову в песке. Хотя обнародованные в "Штормовом предупреждении" факты вызывают у и без того микроскопического электората этих партий и недоумение, и возмущение, и оправданное желание получить публичные разъяснения.

Так, авторы "Штормового предупреждения" обвиняют " Яблоко " в прямых связях с олигархами, осужденными за экономические преступления, в частности с Михаилом Ходорковским . Приведены конкретные примеры - например, насчет того, что с момента своего создания в 1993 году "Яблоко" спонсировалось нечистыми на руку олигархами, а именно Ходорковским, Гусинским и Смоленским. А на выборах 2003 года именно " ЮКОС " стал чуть ли не главным спонсором "Яблока" и получил для своих людей немало мест в федеральном списке партии Явлинского. Названы и фамилии "юкосовских" выдвиженцев - Константин Кагаловский, Галина Антонова, Александр Осовцов.

Это только один из примеров, а есть еще и лоббирование интересов отдельных нефтяных компаний, в чем "Яблоко" обвинил бывший же «яблочник» Иван Грачев. И проталкивание в Думах предыдущих созывов закона о разделе продукции, в результате чего на откуп иностранным корпорациям было отдано около 40 процентов всех разведанных в стране запасов нефти. Не выдержав цинизма и торгашества Явлинского, партию покинул один из отцов-основателей Юрий Болдырев, разоблачивший подлинное лицо "Непорочной Гриши" в своей нашумевшей книге "Похищение Евразии".

Конечно же, мало кто ожидал, что Явлинский будет комментировать доклад группы Кагарлицкого. Он в последние месяцы предпочитает общаться не только с прессой, но даже с соратниками либо виртуально, либо через закрытые сходки типа планируемой в Сахаровском центре встречи с неким клубом "Вольнодумец". Официальную позицию Явлинского, все чаще скрывающегося от политической реальности во Львове, излагает его давняя секретарша Евгения Диллендорф, однако она не смогла сформулировать отношение лидера к компромату, заявив корреспонденту «Правды.Ру», что по этой теме ей сказать нечего.

Депутат Мосгордумы от "Яблока" Евгений Бунимович сообщил "Правде.Ру", что вообще ни о каком докладе группы Кагарлицкого не слышал и слышать не хочет, потому что ему "этот вопрос абсолютно не интересен". И дальше добавил следующее: "Если бросать камнем в каждую лающую собаку, то никогда не дойдешь до цели". Хороший уровень дискуссии, тем более, что "лающей собакой" господин Бунимович по сути называет не столько Кагарлицкого, сколько человека, без первой буквы фамилии которого «ЯБЛоко» могло бы претендовать только на название «ЯЛоко». ГруппаКагарлицкого, как известно, ссылалась на сведения одного из основателей «ЯБЛока» Юрия Болдырева.

Приблизительно так же комментирует другим СМИ "Штормовое предупреждение" Евгения Диллендорф, а в ее лице, видимо, и сам Явлинский. "Я бы не хотела говорить про лживость информации. Это надуманные темы, — заявила она сайту "Электорат.Инфо". — Мне совершенно не интересно, какие причины были и есть у Кагарлицкого — это вопрос к психологам или психоаналитикам. Важно, что человек под некую свою тему строит псевдодоказательства".

И все. Ни одного конкретного комментария к совершенно конкретным фактам, приведенным в "Штормовом предупреждении". И ответ дается на уровне, извините, трамвайного хама типа — "А кто такой Кагарлицкий? Уж не с приветом ли он?"

Более вежливо отказываются комментировать доклад "Штормовое предупреждение" в "Союзе Правых сил", хотя про эту партию там сообщаются весьма скандальные вещи.

Группа Кагарлицкого, со ссылками на публичные высказывания бывшего депутата Госдумы и близкого друга Бориса Немцова Андрея Вульфа и т.н. доклад "комиссии Ремчукова", занимавшейся внутрипартийным аудитом СПС по итогам парламентских выборов 2003 года, утверждает, что было разворовано до двух третей выборного бюджета, причем своими же, что и стало одной из немаловажных причин сокрушительного провала. А ведь бюджет СПС на тех выборах был крупнейшим среди партий - 215 миллионов рублей.

Напомним, группа Кагарлицкого приводит впечатляющие сведения о внутрипартийной коррупции в СПС . Например, утверждается, что региональные отделения партии испытывали финансовый голод, а деньги тратились на бездарные рекламные телеролики, оформление показа которых происходило по невыгодной цене, а 5-10 процентов от миллионных сумм, затраченных на это "гиблое дело", присваивались в форме откатов. Полностью провалилась и акция "От двери к двери", на которую списаны миллионные суммы, причем количество оплаченных по документам агитаторов, якобы подготовленных в США, было в разы меньше. Уже после провала СПС на парламентских выборах лихое отношение к спонсорским деньгам проявила на выборах президентских Ирина Хакамада.

В "Штормовом предупреждении" упоминаются данные из газеты "Версия", согласно которым кампания Хакамады в основном финансировалась объявленным в международный розыск подельником Ходорковского Леонидом Невзлиным. Часть транша в 10 миллионов долларов, как утверждается в докладе, должно было пойти фонду "ИНДЕМ" Георгия Сатарова, но тот этих денег так и не увидел. Зато Хакамада в самый разгар выборов прикупила себе очень нехилое жилье в центре Москвы.

Борис Кагарлицкий и его коллеги в своем докладе призвали обнародовать доклад "комиссии Ремчукова", чтобы оглашение изложенных в нем фактов помогло бы самому СПС очиститься от криминальных элементов, замешанных в откровенном воровстве. Увы, у самого господина Ремчукова получить текст доклада и какие-либо комментарии по нему пока не удается. Молчит и начальник Департамента внешних связей Минкультуры РФ Андрей Вульф, которого вполне можно понять - ему, как и его коллеге по фракции СПС Александру Баранникову, ныне являющемуся помощником вице-премьера Александра Жукова, хочется как можно скорее забыть "славные времена", во время которых они, да и вся фракция СПС в бывшей Думе, ассоциировались с темами легализации проституции, однополых браков и тому подобными вещами.

Нынешнее руководство "Союза правых сил" антикоррупционного доклада Кагарлицкого старается с предельной простотой не замечать. "Мы даже не думали, будем ли подавать в суд на Кагарлицкого за его доклад, как это сделали коммунисты, - заявил " Правде.Ру" руководитель Службы общественных связей СПС Денис Терехов. - С докладом "комиссии Ремчукова" ознакомиться никак нельзя. Это внутренний партийный документ, абсолютно закрытый".

Лаконичен был в общении с нами на эту тему и главный идеолог СПС Леонид Гозман : "Я не в курсе насчет доклада Кагарлицкого. Насчет суда будем решать. Мы партия не коррумпированная и спокойно относимся к тем глупостям, которые в наш адрес говорят. Что касается доклада Ремчукова, он для служебного пользования. Его все члены политсовета получили, на съезде раздавали. По-моему, он и на нашем сайте висит. Не висит? Ну, значит он для внутреннего употребления. Ничего там о коррупции, как я понимаю, не было, потому что никакой коррупции в СПС нет и быть не может".

В отличие от Гозмана председатель "объединительной комиссии" СПС Борис Немцов о "Штормовом предупреждении" не только слыхал, но и читал. В разговоре с "Правдой.Ру" он не стал сдерживать своих эмоций: "Я видел часть, которая нас касается. Это просто перепечатка лживых статей. Столько раз на нас всякое дерьмо выливали. Если на все реагировать, на всяких придурков, так с ума сойдешь. Говорите, что Зюганов оценил свой моральный ущерб в миллион рублей? Низко он себя ценит. А лично я никогда не подавал в суд за клевету. Я предпочитаюбитьпоморде. Таки сообщите".

Сильные эмоции вызвало "Штормовое предупреждение" и у бывшей соратницы Немцова по СПС, а ныне боевой подруги лидера т.н. "Народно-демократического союза" Касьянова Ирины Хакамады . К сожалению, наша попытка получить у нее прямой комментарий на пресс-конференции в "Интерфаксе" успехом не увенчалась - после ссылок на доклад группы Кагарлицкого с госпожой Хакамадой случилась истерика, во время которой она несколько раз прокричала "Я желтую прессу не комментирую!" Лишь журналистам молодежного сайта "Yoki.Ru" удалось разговорить Хакамаду на более членораздельную оценку "Штормового предупреждения": "Кагарлицкий - скотина. В моей книге написано, что на "желтую" прессу не реагируем. Пусть клевещет, пусть все орут, я не хочу на это время тратить. Да и какой он политолог! Он наймит продажный, за бабки какую-то гадость написал. Я квартиру купила семь лет назад! Урод!"

После такой реакции даже не психологам понятно, что в отношении СПС антикоррупционный доклад как минимум затронул что-то самое сокровенное в среде правых. Со стороны Кагарлицкого озвучены конкретные вопросы, а в ответ - либо оскорбления подворотного уровня типа "урод", "придурок", "скотина", "наймит продажный", либо угрозы "набить морду". Еще чуть-чуть, и рафинированные либералы заговорят стихами сталинского агитпропа: "А скажи нам, гадина, сколько тебе дадено?" Но даже столь эффектные выражения не могут снять вопрос насчет придания гласности доклада "комиссии Ремчукова". Если в нем, как уверяет Леонид Гозман, нет ничего о коррупции, то тогда тем более непонятно, зачем его скрывать?

Такой же точки зрения придерживается и один из бывших руководителей "Союза Правых сил", отвечавший за электоральную политику, Иван Стариков . Вот что он сказал "Yoki.Ru":  "Нельзя оставлять без внимания такие обвинения. В странах, где есть нормальные институты гражданского общества, подобные заявления вызвали бы широкий резонанс. И руководству партий пришлось бы отвечать - либо оправдываться и доказывать свою невиновность, либо терять позиции в политических битвах. Я, к счастью, ни в "Яблоке", ни в СПС не состою, а то я бы обратил внимание на ситуацию и насыпал горчицы в штаны руководителей аппаратов и пресс-секретарей этих партий.

Ведь руководители аппаратов должны такое отслеживать и оперативно готовить документы в суд. Это абсолютно несложный процесс, который занимает менее двух дней. А пресс-секретари должны следить засобытиями и максимально использовать их для пиара.

Если бы в докладе группы Кагарлицкого было бы что-нибудь компрометирующее сказано про "НДС" Касьянова, то я тут же бы позвонил руководителю нашей пресс-службы Разбаш и попросил, чтобы они скорее напечатали опровержение и дали поручение юристам подготовить исковое заявление в суд. Мы уже на следующий день бы прореагировали. А то, что "Яблоко" и СПС так себя ведут, говорит, что эти партии - "осетрина второй свежести". А девизом реальной оппозиции должен стать такой - "Свежесть, свежесть и еще раз свежесть!"

Мы попросили автора "Штормового предупреждения" Бориса Кагарлицкого прокомментировать сложившуюся на сегодня ситуацию вокруг антикоррупционного доклада.

"В своем докладе лично мы никого ни в чем не обвиняем, лишь приводим обнародованные в различных СМИ сведения и делаем определенные выводы и обобщения. В полном тексте "Штормового предупреждения" около 250 ссылок на конкретные публикации, до сих пор законным образом не опровергнутые. И согласно закону о СМИ перепечатка таких сведений не может привести к ответственности.

Я совершенно не боюсь никаких судов, потому что на них, я уверен, если какая-то часть собранных нами сведений будет опровергнута, то другая непременно подтвердится. И тогда оппозиция покажет свой двойственный моральный императив. Она критикует власть за коррупционность, но сама же этой коррупционности подвержена не в меньшей степени, а, может, и в большей. К тому же, вся эта оппозиция была во власти - и либералы, и КПРФ в лице Юрия Маслюкова.

Истерическая реакция либералов, предлагаемый уровень полемики с оскорблениями и угрозами говорят о многом. Сергей Глазьев, когда мы привели в своем докладе сведения из публикации о принадлежащем ему двухэтажном пентхаусе, не стал называть меня "скотиной" и "продажным наймитом", а связался с нами и передал другие сведения, которые опровергают процитированные. Что мешает это сделать и Хакамаде, которая прекрасно знает, из какой публикации взяты сведения о покупке ею квартиры? Что мешает обнародовать полный текст доклада "комиссии Ремчукова"? Почему Явлинский не подает в суд на своего бывшего товарища Юрия Болдырева и не требует опровергнуть сведения, содержащиеся в "Похищении Евразии"? Вопросы предельно ясные, и ответить на них все-таки придется".

Андрей Щербаков

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *