Каким быть национальному театру Северной Осетии?

Вот уже в течение недели общественность Владикавказа живет под знаком II фестиваля национальных театров Северного Кавказа “Сцена без границ”. Зрители, участники фестиваля познакомились со спектаклями театральных коллективов из Адыгеи, Дагестана, Калмыкии, Ингушетии, Чечни, Абхазии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Юго-Осетии. Завершилась конкурсная программа, и сегодня на церемонии закрытия фестиваля будут обнародованы имена победителей конкурса по пяти номинациям.

В рамках фестиваля был проведен “круглый стол”, посвященный проблемам современного театра и его месту в национальной культуре, драматургии и театральной режиссуре, критике. В заседании участвовали не только члены жюри, но и режиссеры, актеры, критики.

Тон разговору задал народный артист России, секретарь правления СТД, художественный руководитель Оренбургского драматического театра, он же председатель жюри фестиваля, Ревкат Исрафилов , начавший с того, что бывают фестивали, и они значительно дороже, в ходе которых возникают какие-то внутренние сюжеты, перекличка между спектаклями, некий контекст, рождаются какие-то общие идеи, темы. Так случилось и с фестивалем “Сцена без границ”.

– Очень существенно, – говорит Ревкат Вакилович, – что тема, сквозная нить нынешнего фестиваля, вопрос – откуда я родом, что я собой представляю на этой земле и что я на ней не сам по себе.

Театры тревожно и упорно размышляют, что же с нами произошло за последние годы, и если у нас случаются беды, трагедии, то где их корни, где их истоки. Вот Лакский театр показал спектакль “Черный день” в постановке Эфендиева, где описана судьба лакцев, переселенных в годы войны в Сибирь. И что же это для человека – вселиться в добротный, но чужой дом, оставив суровую, но родную землю в горах. А театр из Калмыкии показал спектакль о том, как доживают свой век калмыки в Сибири. Как это влияет на нравственность, на душевное состояние человека? А так, что понятие Родины размывалось, становилось абстрактным. Рвались связи, разламывались корни.

“Чаша, секира, плуг” в постановке Г. Хугаева, – считает Р. В. Исрафилов, – тоже об этом. Горький, очень тревожный спектакль о старой женщине, матери, у которой трое детей, здоровых сильных мужчин, а нажитое, традиции некому передать, они, сыновья, где-то в стороне и их это совсем не интересует. Эхо лет, когда наши народы, как пешки, переставляли по всему огромному Советскому Союзу, в значительной степени отзывается сейчас, когда многие люди утратили корни, утратили ощущение своей улицы, дома, конкретной земли.

Спектакль “Чаша, секира, плуг” наводит К. С. Щербакова , театрального критика, заслуженного деятеля искусств РФ, на размышления о творчестве Марлена Хуциева, Федора Абрамова, Чингиза Айтматова, они эту тему родины разрабатывали очень подробно, скрупулезно. Проведя параллель между творчеством таких разных и интересных писателей, он делает вывод: “И когда возникают вот такие внутренние связи, ниточки, когда возникает контекст, то ты понимаешь, что понятие единения нашего общего культурного пространства по-прежнему существует, существует по-прежнему взаимовлияние, взаимообогащение, взаимопроникновение. Это особенно важно вот сегодня, в момент, когда распалась великая держава и в связи с этим возникла масса проблем, о которых мы раньше и понятия не имели. Что такое “горячая точка” на Кавказе, не мне вам рассказывать. А Таджикистан? А армяно-азербайджанские отношения? И это как раз ситуация, когда культура, художник должны выходить на первый план, чутким пониманием народной жизни должны опережать политиков и говорить иногда, может быть, решающее слово. Тогда должны возникать и возникают спектакли-поступки, фестивали-поступки, а вот сегодня фестиваль здесь, в Северной Осетии: после всех происшедших трагических событий это мужественный, благородный поступок.

Диалог продолжается. Разговор подхватывает главный редактор журнала “Театральная жизнь” Олег Пивоваров , которого волнует место театра в нынешней жизни и в нынешний век. Не потому, что он – ХХI, а потому, что он – век нового перелома в нашей стране, когда театр должен вновь найти свое место в жизни своего народа. Его волнуют профессиональные проблемы, которые существуют, опять-таки, в ХХI веке особо остро, это новые технологии и новые идеологии, и это состояние мастерства. “Я убежден, – считает Олег Иванович, – что театр сегодня больше чем дом. Это то место, где толпа превращается в нацию, где люди могут отогреться и искать ответы на существенные вопросы. Поэтому II фестиваль “Сцена без границ” – самый существенный, самый важный в жизни Северного Кавказа, национальных культур его народов”.

Конечно же, основной, стержневой вопрос, который ставят театры,– каков же этот общий дом, в котором живут народы Северного Кавказа. И ответы, очень убедительные, яркие. Назывались спектакли Хугаева, Эфендиева, калмыцкий спектакль, которые ставят вопрос “о без вины виноватых”.

По мнению О. И. Пивоварова, театры Северного Кавказа находятся на перепутье, они или движутся и развиваются, как российские, или застыли, понимая, что в этот момент, исторический, может быть, они больше нужны своему народу в какой-то простоте, иногда наивности, в простоте эстетики 60-х годов. Может быть, это делается сознательно для того, чтобы публика могла приходить в театр и отогреваться по-человечески.

Может быть, это такая эстетика театра, а может, специальный ход, чтобы сохранить свою публику. В заключение О. И. Пивоваров предложил на третьем фестивале обсудить проблемы национальной драматургии и состояние режиссерского искусства, поскольку они на сегодня самые острые, животрепещущие для театров Северного Кавказа.

С особым вниманием слушала аудитория монолог главного режиссера Абхазского драматического театра Валерия Койве , затронувшего и проблемы выживания театра в непростых условиях, и проблемы национальной драматургии и проблему – “театр – зритель”, а в заключение он сказал: “Я очень, очень благодарен за то, что нам дали возможность приехать во Владикавказ. Фестиваль существует, и мы в нем участвуем. Благодаря ему у театра была пресса. Форточка открылась, и мы вздохнули свободнее. Тот шлагбаум, который отделяет нас от внешнего мира, существует и в политике, и в экономике, и в духовном плане, поднялся. Это непросто было.

Следующий выступающий, главный режиссер Калмыцкого театра юного зрителя Борис Манджиев был краток и прагматичен. Он предложил, во-первых, подумать о критериях отбора на фестиваль на конкурсной основе, чтобы он был сильным по своему составу и чтобы сюда просто рвались и были бы художественные открытия, во-вторых, предложил, каждому театру – участнику делать финансовые отчисления на нужды фестиваля, на то, чтобы установить грант молодому, подающему надежды режиссеру.

Итоги заседания подвел Р. В. Исрафилов , который отметил плодотворность и полезность состоявшегося разговора.

Бэлла ТОЛАСОВА,
"Северная Осетия".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить