Сенсация: в Поморье осуждена преступная группа, торговавшая гексогеном!

Недавние кровавые события в "Норд-Осте" всколыхнули волну "антитеррористических" и "антивзрывных" процессов....

Начало этого уголовного дела я нашел в северодвинской (Архангельская область) газете "Северный рабочий" за 6 сентября 2000 года. Не думалось, что тот довольно торжественный репортаж получит столь унылое продолжение...

Помнится в сентябре 2000 года вся поморская пресса оповестила народ об успешном введении в строй уникального цеха комплексной утилизации устаревших боеприпасов Беломорской военно-морской базы недалеко от Новодвинска. Цех открылся на территории одной из "складских" воинских частей базы.

Снаряды "распатронивали", то есть отделяли боевые части от гильз, высыпали порох и выплавляли взрывчатку. Ветхие склады и арсеналы, построенные еще во время Великой Отечественной (командовал складами с ленд-лизовскими грузами, приходящими в Архангельск, контр-адмирал Папанин, легендарный полярник), были насыщены самым современным оборудованием для обеспечения опаснейшей работа.

Необходимость ее назрела: на складах Беломорской ВМБ тогда скопилось до четырех тысяч вагонов со старыми снарядами разных калибров, выслужившими срок хранения и потому ставших опасными. "Отстреливать" из корабельных орудий на учениях (как часто бывает на флоте с "ненужными" боеприпасами) их было нельзя: многие из старых снарядов были произведены еще до войны, того и гляди в стволах взорвутся... Поморская пресса писала тогда, сразу же после шикарной презентации нового "утилизационно-снарядного" цеха: "Поражает предельная строгость пропускного режима: чтобы добраться до здания цеха, пришлось пройти три КПП.

Сторожат периметр, пожалуй, построже государственной границы..." Действительно, на презентации было строго: на КПП пришлось сдать даже спички-сигареты. И вот... На днях слушание уголовного дела под номером 01380037 состоялось в Исакогорском районном суде Архангельска. Перед судом предстал бывший рабочий предприятия "Метпереработка" Андрей Рикичина и пятеро его подельников, в том числе трое покупателей... взрывчатки страшной разрушительной силы.

Суд установил, что "Рикичина с октября по ноябрь 2000 года по месту работы в "Метпереработке-Север-1" незаконно приобрел один килограмм 220 граммов взрывчатого вещества на основе гексогена". Взрывчатку Андрей унес к себе домой и спрятал ее в столе брата. Покупателей братья нашли весной. В апреле трое жителей Новодвинска купили у них гексоген за 800 долларов. В мае эта компания сбыла взрывчатку за 1500 долларов и была задержана милицией.

Исакогорский суд назначил наказание Андрею Рикичине в виде четырех лет лишения свободы условно со штрафом 16 698 рублей. Условно были осуждены и остальные участники событий. Но вернемся к началу, то есть к успешному открытию нового "распатронного" цеха. С чего все начиналось? "14 июля 2000 года губернатор Анатолий Ефремов получил письмо от командира Беломорской Военно-морской базы вице-адмирала Н. Пахомова и генерального директора ООО "Метпереработка" А. Милятинского, в котором была изложена просьба привлечь это предприятие к утилизации боеприпасов на конкурсной основе". — пишет сегодня о состоявшемся недавно суде ведущее поморское веб-агенство НОМКА, процитировавшее, в свою очередь, региональные "печатные" "Известия-Архангельск".

По результатам конкурса исполнителем работ, собственно, и было определено ООО "Метпереработка", которое в Государственном оборонном заказе 2000 года было прописано отдельной строкой как "исполнитель по утилизации артиллерийских боеприпасов". Губернатор Ефремов дал "добро"... В процессе утилизации ежедневно высвобождалось до трех с половиной тонн порохов и около 400 килограммов взрывчатых веществ.

И тут коммерсанты выставили свою охрану, отказавшись от помощи военных. Думается, если бы охраняли "распатронный" цех штатные, опытные и проверенные в деле военно-морские караулы Беломорской ВМБ, там был бы порядок... В береговую "складскую" охрану на флоте часто набирают матросов-срочников из числа уроженцев многонациональных далеких российских окраин, которые порой по-русски-то, собственно, ни бельмеса. Увидел нарушителя — и все как по Уставу: "Стой, назад! Стой, стрелять буду! Стой, стреляю!" - и стреляет без всякого перерыва между положенными "предупредительными" фразами. У таких не забалуешь... А обычные сторожа — что с них возьмешь, кроме, простите, "беспробудства"?

По-видимому, смена военной охраны на "гражданскую" была произведена не случайно. Были у руководства предприятия свои "задумки". Впрочем, на предприятии ввели даже должность замдиректора по безопасности, которым стал бывший сотрудник ФСБ. Собственно, этот самый замдиректора и начал бить тревогу первым: нарушений и в организации охраны, и в технологическом процессе было немеряно. Например, порох "утилизировали", то есть взрывали, на недопустимо близком расстоянии от дороги. Сложно было определить, сколько точно гексогена выплавлялось из снарядов в специальных парогенераторах. Похоже, аховый учет взрывчатки на территории филиала привел к хищению гексогена одним из работников... В конце концов ФСБ строго предупредило "распатронщиков": "неустранение причин и условий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, может повлечь за собой уголовную ответственность".

Представление РУ ФСБ, видимо, так напугало руководство "Метпереработки", что фирма вскоре свернула свое производство и скрылась. Возможно, она просто оказалась не в силах устранить столь громадные нарушения. Руководство филиала в спешном порядке выехало за пределы области, изменило юридический адрес и расчетный счет в одном из банков Москвы. В общем, ищи-свищи... Оставшиеся без зарплаты рабочие обратились в суд. Вот тут-то все и сплыло! Чтобы проникнуть на базу "Метпереработки" для ареста имущества, архангельским судебным приставам пришлось обращаться даже в штаб Северного Флота, в Мурманск. А когда проникли, то обнаружили из многомиллионного имущества лишь грузовик, автобус и трактор. В октябре на заседании региональной антитеррористической комиссии Архангельской области было решено в связи с фактами хищения боеприпасов и взрывчатки усилить охрану объектов и провести внеплановые учебные проверки... А фирму, поставившую на широкую ногу утилизацию военно-морских снарядов Беломорской ВМБ, судя по публикации в "Известиях", до сих пор ищут.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить