Ударим автопробегом по карману челнока

Взяточничество на дорогах России — символ новой экономики?

Редко в редакции появляются предприниматели. Если только выборы намечаются. А так... На протекающую крышу или отсутствие горячей воды в кранах эта категория наших читателей не жалуется. И с властью бизнесмены разбираются сами, без помощи газеты.
Так что ничего удивительного в нашем...удивлении не было, когда в редакцию пожаловал Сергей Ивановский, владелец нескольких точек мелкой торговли в Вологде. Как выяснилось, пришел он поделиться с журналистами своими впечатлениями от деловых поездок в Москву и обратно.
Очень любопытный получился рассказ.
— Чаще всего за товаром в столицу я езжу сам. Понятное дело, в Москву транспорт идет пустой, и если кто и занимается "окучиванием", так только бандиты. Но это не каждый день, а как нарвешься. Настоящие же приключения начинаются тогда, когда наберешь товара — уже на платной стоянке. Здесь честь по чести подходит к тебе милиционер и предлагает расплатиться. Нет проблем, протягиваю ему стольник. Этого хватает — такса. Отъезжаю. А уже через пять-десять минут тебя останавливают: "Ваши документы!" На товар, естественно, документов нет, их мелким оптовикам сроду никто не дает.
Я:
— Документов нет.
Они:
— Чего будем делать?
— А что нужно? И это...сколько?
— Нас трое...
— По пятьсот?
— Ну, мужик, шутишь, что ли? Тысячу. Каждому.
— Ладно, держите, — отдаю три тысячи. И слышу:
— Так, теперь сворачивай направо и аккуратненько поезжай, никто не тронет.
История эта повторяется из раза в раз. Недавно осенило: а не передает ли мент по рации со стоянки своим коллегам, что такая-то машина выехала, и, дескать, встречайте ее, сердешную. Уж больно одинаково все происходит.
В самой Москве действительно не трогают, но за городской чертой... И ведь знают, черти, что если везу товар, то денег у меня практически нет. А потому требуют уже не купюры, а то, что находится в фургоне. Будильники везу? Давай будильники. Полотенца? И они сойдут. Обувь? Здорово! Между прочим, от Москвы до Вологды только стационарных постов ДПС семь штук. Посчитайте, на сколько рубликов я влетаю за каждый рейс. Но ведь не я один мотаюсь в столицу. Мимо каждого поста за сутки проходит не одна сотня таких машин, как у меня.
Челночники, которые ездят в Москву автобусами, давным-давно привыкли скидываться на "подмазку". Водитель вкладывает в права полтинник и спокойно передает документы проверяющему. 50 рублей "уплыли", тут же на это место водружается новая купюра — и в путь. Технология отработана.
А вот еще одна примочка ГИБДДэшников — паспорта водителей, чей возраст подходит к 45-50 годам. Ведь не все успевают вовремя поменять фотографию в главном документе, потому и влетают бедолаги:
— Что будем делать, пойдем в милицию? — хитро прищуривается сотрудник ДПС.
— Ой, товарищ начальник, да зачем в милицию? Может, так разберемся, а?
— Ну-у-у, можно, конечно, и по-хорошему...
— А сколько будет — по-хорошему?
— В триста, думаю, уложимся.
Но самое примечательное, знаете, в чем? НИКТО, НИКОГДА и НИГДЕ, получая деньги, даже не заглянет в кузов, не проверит, что же я там везу. Да хоть атомная бомба пусть лежит, никому до нее и дела нет.
Один товарищ как-то сказал, мол, а чего это я, будто последний лох, рассчитываюсь с милиционерами, не попробовать ли отказаться давать взятку. Пускай, мол, задержат, проверят — вынуждены будут отпустить с миром, ведь ничего же противозаконного я не везу... Ну, это как сказать. Три часа, на которые сотрудники правоохранительных органов имеют право человека задержать, — сами по себе нервотрепка. А как чего подсунут в машину? А как спровоцируют? Вот и получается, что дешевле отдать дань наличными, чем потом локти кусать да судьбу проклинать.
Недавно прочитал в "Комсомольской правде", как "подсадной" автобус ехал с Северного Кавказа в Москву. Тридцать три остановки сделал. И тридцать три раза переодетые мирными пассажирами сотрудники милиции, они же "лица кавказской национальности", платили деньги на постах. И ни разу никто автобус не обыскал и документы не проверил. А народ удивляется, каким образом в Москву попадает оружие.
А в общем, страшно становится. Да, зарплата у сотрудников милиции небольшая. Да, в органы правопорядка идут служить обычные люди, нередко не самых лучших качеств. Да, действительность надо воспринимать такой, какая она есть. Но есть же предел?!
Или предела нет?..

Людмила Гук

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *