Московские студии звукозаписи – Владимир Пресняков-старший

"Интернет — клуб Одиноких сердец сержанта Петровича". Ведущий — Владимир Пресняков-старший

Владимир Пресняков-старший: На сегодняшнем заседании нашего клуба мы поговорим о московских студиях звукозаписи, порассуждаем о том, чем отличается хорошая студия, познакомимся с теми, кто там работает.

А чтобы не быть голословными мы заглянули на огонек в одну из самых известных студий "Бридж", название которой дал расположенный неподалеку очень красивый пешеходный мост, ведущий к Киевскому вокзалу.

Владелец студии Олег Тогобицкий профессионал самого высокого класса, ас звукозаписи. Студия у него уже не первая, но, несмотря на то, что здесь стоит самое современное оборудование, Олег постоянно что-то добавляет, пытаясь добиться и лучшего звука и создания особой обстановки в студии, которая очень важна.

Лариса Суетенко: Владимир Петрович, понимаю, что качественная звукозапись очень важна для профессионального музыканта, чем вы руководствуетесь при выборе студии?

Владимир Пресняков-старший:

Любой артист или музыкант просто не сможет существовать без звукозаписи. Если раньше музыкальные произведения передавались в основном с помощью нот, то с появлением изобретения Эдисона. Возможности музыкантов стали гораздо шире.

Не будь звукозаписи, мы не смогли бы представить, как пел Шаляпин или Карузо. Все бы напоминало одесский анекдот, когда один одессит говорит другому:

- Не понимаю, что все восхищаются этим Карузо! У него ни слуха, ни голоса, он не только в ноты не попадает, но и еще ужасно картавит!

- А вы слышали?

- Нет, но мне Рабинович напел.

Раньше в Москве было всего четыре студии звукозаписи: на телевидении, фирма "Мелодия", Дом звукозаписи, и на "Мосфильме". Теперь их больше тысячи, есть среди них и современные с хорошим оборудованием, но я по себе знаю, дело не только в этом, важна определенная психологическая обстановка, которая помогает музыканту создать особый творческий настрой.

К разговору подключается один из лучших в Москве аранжировщиков, работающий в студии "Бридж" Валерий Парамонов.

Валерий Парамонов: Когда хорошая атмосфера в студии, у исполнителя не возникает "синдрома красной кнопки".

Я имею в виду, что когда включается запись, некоторые исполнители теряются, становятся сами не свои. Звукорежиссер должен помочь ему преодолеть страх перед включенным микрофоном.

Владимир Пресняков-старший:

Опытный звукорежиссер всегда знает, что сказать тому или иному исполнителю: одного надо хорошенько разозлить, чтобы тот начал работать, другого наоборот, успокоить. Сказать: "Давай не будем пока записывать, а просто порепетируем".

На самом же деле, он потихоньку включает аппаратуру, и пока исполнитель ничего не подозревая, играет или поет, делает запись. Есть артисты, которые боятся микрофона, несмотря на это, они блестящие мастера.

«Интернет – клуб Одиноких сердец сержанта Петровича». Ведущий – Владимир Пресняков старший. «Интернет – клуб Одиноких сердец сержанта Петровича». Ведущий –

Валерий Парамонов: Для звукорежиссера очень важно расшевелить исполнителя, чтобы его пробило на эмоции, и не важно, как это придется сделать.

Лариса Суетенко: То есть вы, Валерий, еще и хороший психолог.

Владимир Пресняков-старший: Иногда этим занимается продюсер. Он знает артиста лучше, и понимает, что надо делать: то ли его похвалить, то ли подраздразнить, но все же, по- моему, лучший способ не кнут, а пряник.

Лариса Суетенко: Владимир Петрович, но это не единственная студия, где вы записывались?

Владимир Пресняков-старший: У одного из первых своя студия появилась у Александра Кальянова, она называется "Кальян". Очень хорошая, уютная студия у Натальи Ветлицкой. Много сделано на студии "Мосфильма". Записывался на студии "Гала Рекордс" она немного прохладная.

Я уже говорил, что для меня очень важно, какая атмосфера царит на студии, как относятся к исполнителю те, кто на ней работает. Исполнитель должен приезжать на студию как к своим родным, друзьям. Если у него что-то не получилось, ему сумеют объяснить, что сделал-то он вообще-то все неплохо, но он может еще лучше.

Лариса Суетенко: Валерий, вы тоже так говорите тем, с кем работаете?

Валерий Парамонов: Если говорить о Владимире Петровиче, то его мы, обычно, записываем с первого раза, но когда он просит сделать еще пару дублей. Мы всегда говорим: "Хорошо" и записываем.

Олег Тогобицкий Владимир Пресняков-старший: Как — то давно я записывался с группой "Монолог", которая явилась прообразом группы "Воскресенье" там был замечательный человек Саша Лизунов. Меня попросили сыграть на саксофоне в шести вещах. Тогда же родилась замечательная песня "Звон" - на мой взгляд, одна из лучших песен столетия.

Я играю, мы записали пять вещей с первого раза, чувствую, на шестой перестает получаться. Играю один раз, другой — все не то.

Вдруг, смотрю через стекло и начинаю понимать, что все это время напротив сидел Саша и очень эмоционально реагировал на мою игру. Он раскачивался на стуле, кивал головой, закрывая глаза от удовольствия. Я видел этого благодарного зрителя, на лице которого отражался восторг и кайф, и это настраивало меня на нужный лад.

Когда я понял это, закричал ребятам: "Где Слизунов?" Они мне отвечают: "Курить пошел". "Зовите его немедленно!" он быстро прибежал, пытаясь затушить на ходу окурок, и снова сел напротив. Я сказал ему: "Сиди и торчи!" Он снова стал раскачиваться на стуле. Может быть, его теперешние восторги были немного наигранными, но мне это помогло, и я сыграл, как надо.

К нам присоединилась еще одна собеседница.

Владимир Пресняков-старший: Знакомьтесь, это Матильда. Так ее назвала Алла Пугачева, после чего это стало ее вторым именем. Она замечательная и знаменитая бэк-вокалистка. С Пугачевой проработала пять лет.

Матильда: Еще с Любой Успенской и Алсу.

Лариса Суетенко: А сольно петь можете.

Матильда: Могу и сольно, у меня свой альбом есть. Но главное, это, конечно, бэки. Могу петь любые песни в любых стилях, которые существуют.

Лариса Суетенко: А что больше нравится?

Матильда: Нравится все: и сольные проекты и бэки. Люблю работать на сцене и записываться в студии, это такой кайф.

Владимир Пресняков-старший: Вообще студийная работа очень важна для артиста, потому что то, что делается в студии остается навечно.

Сейчас мы слушаем старые записи Фрэнка Синатры и других великих исполнителей, даем им оценку, а через много лет так же, возможно будут оценивать и нас. Сейчас издали старые записи "Битлз", сделанные тогда, когда с ними еще не работал Джордж Мартин. Поют они не важно, думаю, вряд и стоило выносить это все на публику.

При студийной работе очень важно все сделать качественно. Конечно, иногда это получается не сразу: настроение не то, дома неприятности, у женщин, наконец, бывают критические дни, даже от времени суток зависит работа. Я, например, люблю работать днем, а мой сын ночью. Многие любят работать по ночам.

Матильда: Ночью остей восприятие.

Владимир Пресняков-старший: Но при этом весь труд звукозаписи можно свести на нет плохим сведением.

Хороший работник на студии звукозаписи при сведении должен настроиться на данную вещь, вникнуть в нее, вне зависимости от того нравится она ему самому или нет. Очень важна здесь и работа бэк-вокалиста. У женщин кроме Матильды есть прекрасная бэк-вокалистка Маша Кац, а у мужчин Фулек.

Матильда: Отличный парень! Бэк — вокалисты, конечно, умеют работать и сольно. Но при работе с другими исполнителями так приятно, когда ты можешь украсить песню, сделать ее более яркой стильной. Профессионал это тот.

Кто подходит к работе с любовью, с полной отдачей, но при этом, я, например, всегда, когда слышу готовый вариант, пусть даже очень хороший, думаю, что могла сделать сделать еще лучше.

Владимир Пресняков-старший: Одна из самых серьезных задач, когда все треки сводят воедино. Допустим, все сыграли хорошо, но потом приходит звукорежиссер и все раскладывает по полочкам.

Валерий Парамонов: Причем раскладывать можно все в разном порядке, поэтому и говорят, что сведение нельзя закончить, его можно только приостановить. Например, добавляешь один звук, другой, чувствуешь, что-то заиграло. Иногда что-то уходит, что-то выходит на передний план.

Владимир Пресняков-старший:

Когда я впервые пришел на студию, а это было лет 30 тому назад, наша страна очень сильно отставала от Запада в техническом плане. Технологии и школы не было, это было очень заметно, когда по радио звучали записи западных или отечественных, пусть даже очень хороших музыкальных коллективов, сравнение было не в нашу пользу.

Сейчас мы уже догнали Запад по техническому оснащению и подготовке специалистов. Есть много фирм, которые могут оборудовать готовую студию под ключ. Студия "Бридж" может гордиться и студийным оборудованием и своими кадрами. Дело в том, что 90% студий не приспособлены для записи ансамблей, здесь это возможно, даже есть настоящие барабаны, в большинстве студий в лучшем случае электроника. При этом сам владелец Олег Тогобицкий человек достаточно демократичный, если видит талантливых ребят и предложить им поработать бесплатно.

Наконец к нам присоединился и сам владелец студии Олег Тогобицкий. Все это время он работал с молодым исполнителем Сергеем Раскольниковым.

Лариса Суетенко: Олег, ваша студия существует давно?

Олег Тогобицкий: Студия родилась в 1995 году, тогда она называлась "Тога", теперь мы поменяли название, и называемся "Бридж".

Лариса Суетенко: С кем в последнее время вам приходилось работать?

Олег Тогобицкий: Мы работали почти со всеми отечественными звездами, исключая разве что Аллу Пугачеву. Если вспомнить тех, кто записывался в последнее время это Валерий Меладзе, Алиса Мон, Наталья Ветлицкая, Андрей Губин, Дмитрий Дарин, Данко, "Самоцветы", Юлиан, Пресняковы — сарший и младший, "Замляне", Александр Серов и другие.

Лариса Суетенко: Олег, а с какими проблемами вам приходится сталкиваться в вашей студийной работе?

Олег Тогобицкий:

Главная проблема это когда нам приносят аранжировки, сделанные в так называемых домашних студиях доморощенными аранжировщиками, с которыми очень трудно сделать что-то приличное. Мы конечно пытаемся, но работать гораздо легче, когда все записано в студии. Да и качество материала получается несравнимо лучше. Возможности для сотрудничества у нас есть.

Тем более, что сейчас мы арендовали вторую студию "На-На" у Бари Алибасова, работа в ней обходится исполнителю всего 20 долларов в час, почти столько же, как у аранжировщиков-надомников, а качество несравнимо лучше. Есть у нас связи и с прекрасным заводом, который производит CD. Называется он "Антроп", а его владелец Андрей Тропилло был одним из организаторов групп "Кино" и "Аквариум". Совместно с ним студия выпускает ежегодные сборники лучших песен тех исполнителей, с которыми мы работали в этом году. Очередной сборник выйдет в январе 2003.

Владимир Пресняков-старший: На этом мы и закончим наше сегодняшнее заседание "Интернет — Клуба одиноких сердец сержанта Петровича".

Фото Олега Кочергина.

Автор Лариса Суетенко
Лариса Суетенко — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру, специализировалась на проблематике шоу-бизнеса
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *