«Мы прекращаем экстрадиции сербов в Гаагу!» - президент Югославии Коштуница

"Югославия прекращает экстрадиции обвиняемых в военных преступлениях Гаагским трибуналом. Мы будем судить их в своих собственных судах."

Об этом заявил президент Югославии Воислав Коштуница, сообщает Radio Jugoslavija.

Причина резких заявлений Коштуницы в том, что Трибунал нарушил договор с Белградом. Первоначально речь шла о том, что лица, сдавшиеся добровольно гаагским судьям, будут отпущены на свободу до начала судебных слушаний. Однако, в Гааге самовольно меняют достигнутые ранее договоренности и не считают необходимым их придерживаться. "Наше сотрудничество не должно быть односторонним", — сказал Коштуница, добавив, что против "двустороннего" он лично не против.

Это не первое резкое заявление нынешнего югославского президента /резкое, правда, относительно — лишь на фоне невнятного бормотания других высокопоставленных сербских чинов/. Ранее, напомним, в интервью белградской газете Glas Javnosti Коштуница заявлял о том, что взаимодействие с Гаагой должно быть взаимовыгодным, что "Западу нужно бы проявить больше понимания к Югославии, чем это было до сих пор". Белград отказался отозвать иск против отдельных членов НАТО, с которым Югославия обратилась в Международный уголовный суд. "Натовские бомбардировки — это вопрос их ответственности", — отчеканил тогда Коштуница. А прошлый югославский режим винить в этом абсурдно.

Впрочем, не следует забывать, что запретам и обещаниям Коштуницы может спокойно, в один прекрасный момент "дать отбой" господин Джинджич, пока еще со своей командой "№1" в Сербии. Примеров тому масса — начиная от экстрадиции самого Слободана Милошевича в обход решения Конституционного суда. Кроме того, выдачи сербов в Гаагу — в бытность Коштуницы на главном государственном посту — будут продолжаться хотя бы и потому, что в противном случае Запад не делал бы ставку на действующего югославского президента на повторных выборах. А характер у Коштуницы все ж не такой, что он может самолично выйти из-под опеки.

***
Как следствие, один из главных выводов, который можно сделать после очередного провала выборов сербского президента, — Коштуница не пользуется уже даже половиной той поддержки населения, которую имел когда-то. В то же время, процесс в Гааге над Слободаном Милошевичем, а более всего — сама эффективная, грамотная защита бывшего югославского лидера, неуклонно приумножают число сторонников "Слобы" (или хотя бы сочувствующих) на его родине...

Для многих наблюдателей был удивительным успех на президентских выборах в Югославии лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля. Но Шешеля открыто поддержал Милошевич, призвав всех патриотов страны слаженно голосовать именно за эту кандидатуру. И в минувшие выходные Коштунице реально противостоял только Шешель. Набранные им 36% голосов избирателей, пришедших на выборы, — видимый показатель того, насколько возрос его рейтинг.

Теперь Шешель "дышит в затылок" Коштунице. В кругах Евросоюза, между тем, серьезно озабочены "неудачей президентских выборов в Сербии", выражают опасения в отношении дальнейшего "продолжения реформ и стабильности политических институтов".

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *