Хищения от энергосбережения

На 700 с лишним тысяч рублей обобрали свое предприятие руководители ГУП "Череповецкая электротеплосеть" в 2000-2001 годах. На днях вступил в законную силу приговор Череповецкого районного суда, который признал директора "ЧЭТС" Рыжкова, его заместителя по производству и финансам Стрелкова и мастера хозрасчетного участка по обслуживанию внутридомовых сетей Чуманова виновными в присвоении средств предприятия.

Кормление новорожденной
ГУП "ЧЭТС" было создано три года назад как дочерняя структура государственного энергетического предприятия "Вологдаоблкоммунэнергия". Перед новорожденной "ЧЭТС" стояли благие задачи: собрать бесхозное оборудование (подстанции, трансформаторы), привести его в рабочее состояние, стать посредником между "Вологдаэнерго" и потребителями электричества. Кормилась новорожденная прибылью, получаемой от перепродажи электроэнергии. Кроме того, покровительство "ЧЭТС" оказывала региональная энергетическая комиссия, которая поставила "младенца" на усиленное питание: периодически выделяла предприятию сотни тысяч рублей. Правда, как позднее выяснилось, не совсем правомерно. Деньги поступали со спецсчета РЭК, который предназначался для финансирования энергосберегающих программ. "ЧЭТС" такой программы не имела. Покровительство РЭКа "Череповецкой ЭТС" во многом объяснялось родственными узами сотрудников этих двух организаций: в "ЧЭТС" трудились племянница и падчерица тогдашнего председателя РЭК Здановича. Кстати, в отношении последнего Череповецкий ОБЭП пытался возбудить уголовное дело по статье 286 УК "Превышение должностных полномочий". По мнению сотрудников правоохранительных органов, материалов для этого оказалось собрано достаточно: председателю РЭК можно было предъявлять обвинение в незаконном перечислении сторонним организациям 15 млн. рублей со спецсчета. Однако по рекомендации городской прокуратуры в возбуждении уголовного дела было отказано по причине амнистии, приуроченной к 55-летию Победы, — так как потенциальный подозреваемый уже перешагнул свой 60-летний рубеж. Зданович, выступавший на суде в качестве свидетеля защиты, оказал обвиняемым медвежью услугу. Бывший председатель РЭК заявил, что "Череповецкой ЭТС" не нужно было ничего покупать, ей следовало подбирать и ставить на баланс брошенное оборудование. 75 процентов его находилось в аварийном состоянии. Предполагалось, что "усиленное питание" пойдет на ремонты. Правда, "прикорм" оказался настолько большим, что руководство "ЧЭТС" сочло возможным использовать его и на другие цели — личные.

Виртуальный ремонт в Тоншалово
В июне 2000 года в головы Рыжкова и его зама (по совместительству — племянника) Стрелкова пришла идея улучшить финансовое положение предприятия, а заодно и свое. "ЧЭТС" владела товарными векселями "Северстали", номинальная стоимость которых равнялась 939 тысячам рублей. Как раз в начале лета началось погашение векселей этой серии. По данным следствия, реальная стоимость ценных бумаг была на уровне 45-47 процентов от номинала. Однако потенциальный покупатель — фирма "Контэкс" - предложил свой "ценник": продать векселя за 31,6 процента от номинальной стоимости. Руководству "ЧЭТС" такая сделка показалась выгодной. Заметим, что на суде продажа векселей по заниженным ценам не вменялась в вину Рыжкову и Стрелкову. Реализацию ценных бумаг оформили необычно. Чтобы не отражать убыток, который "ЧЭТС" понесет при продаже векселей по цене ниже номинала, было решено оформить с "Контэксом" договор, по которому покупатель обязывался поставить "Череповецкой ЭТС" кабельную продукцию на сумму 676 тысяч рублей. А разницу между номинальной стоимостью бумаг (939 тысяч рублей) и стоимостью кабеля "Контэкс" перечислил на расчетный счет "ЧЭТС". Кроме того, еще 34 тысячи рублей наличными директор "Контэкса" отдал в руки Стрелкову. Последний "пристроил" в бухгалтерию "ЧЭТС" счет-фактуру и накладную на якобы полученный от "Контэкса" кабель. В действительности продукция на базу "ЧЭТС" так и не поступила. Зато, по указанию Стрелкова, бухгалтерия успешно списала кабель на ремонтные работы, которые будто бы проводились в Тоншалово. Стоит отметить, что этот липовый ремонт также не вменялся подсудимым в вину. Зато присвоение Стрелковым и Рыжковым 34 тысяч наличных было доказано.

Ценная рухлядь
В 2001 году руководство "ЧЭТС" всерьез взялось за развитие предприятия, а заодно и личных доходов. Стрелков дал своим работникам указание изыскивать бывшее в употреблении оборудование, привозить его на базу в Ясную Поляну и ремонтировать. Но сбор брошенной бесхозной рухляди оказался делом неприбыльным. Поэтому Рыжков и Стрелков задумали оформлять найденный утиль как приобретенное оборудование. Стрелков обратился за помощью к знакомому предпринимателю, учредителю ООО "Прагма". Эта фирма стала фиктивным поставщиком, а также каналом обналичивания денег, принадлежавших "ЧЭТС". В своей работе предприятия-партнеры использовали простую схему, в которую вписались восемь эпизодов уголовного дела. В марте 2001 года мастер Чуманов привез на базу доставшиеся ему даром две подстанции и трансформатор, ранее бывшие в эксплуатации и нуждавшиеся в ремонте. Между "ЧЭТС" и "Прагмой" были составлены фиктивные документы, которые свидетельствовали о том, что за 246 тысяч рублей "Прагма" продала "ЧЭТС" эти "бэушные" агрегаты. Покупатель перечислил деньги липовому поставщику. Последний снял их со своего расчетного счета и передал Стрелкову с Рыжковым. Директор "ЧЭТС" на суде категорически отрицал свою причастность к операциям с "Прагмой". Стрелков же заявил, что деньги шли не в его карман, а на ремонты неисправного оборудования. Учредителю "Прагмы" удалось избежать уголовной ответственности: он смог доказать, что сотрудничал с "ЧЭТС" бескорыстно.

"Мерседес" + дача с гаражами
К весне 2001 года понятия личного и производственного в сознании Рыжкова и Стрелкова окончательно слились в единое целое. По распоряжению директора "ЧЭТС" бригада под руководством Чуманова электрифицировала дачу Рыжкова, находящуюся в поселке Суда. Как вспоминали электрики, на даче шефа они трудились в рабочее время. А большая часть использованных материалов — на девять тысяч рублей — принадлежала "ЧЭТС". Обвиняемый Рыжков уверял суд, что рабочих для электрификации дачи он нанимал. Правда, сами электрики не помнят, чтобы им заплатили за эту шабашку. Аналогично — за счет "ЧЭТС" - летом 2001 года был отремонтирован личный "Мерседес" Рыжкова. Выполняя указание директора, механик предприятия приобрел по безналу в ООО ПКФ "Полант" для неисправной иномарки турбину с прокладкой и пару датчиков. Бухгалтерия "ЧЭТС" приняла документы на эти запчасти и провела их по предприятию. Подсудимый Рыжков утверждал, что свой "Мерседес" использовал для нужд "ЧЭТС". Однако договора аренды машины в качестве служебного транспорта на предприятии не обнаружилось. Стрелков не отставал от своего дяди в успехах по использованию средств "ЧЭТС" в личных целях. Так, по просьбе замдиректора бригада под управлением Чуманова успешно провела монтаж электрооборудования в ГСК "Вихрь", пайщиком которого являлся Стрелков. Последний получил за это от председателя ГСК 20 тысяч рублей. Электрикам перепало по 500 рублей шабашки. Материалы "ЧЭТС", использованные в гаражных работах, на 6,6 тысячи рублей, впоследствии были списаны Чумановым на ремонт электрооборудования в домах в Ясной Поляне, которые обслуживала его бригада.

Исключительные обстоятельства
Вынося приговор Рыжкову и Стрелкову, суд нашел массу смягчающих обстоятельств, оценил их как исключительные и назначил наказания, более мягкие, чем предусмотрено Уголовным кодексом за такие преступления: условные, без конфискации имущества и без лишения права занимать должности. Рыжкову — 4 года, Стрелкову — 3 года и 6 месяцев. Суд посчитал, что Чуманов совершил преступление, будучи в служебной зависимости от своих начальников. Поэтому мастер был приговорен к 2 годам условного лишения свободы. Вопроса о взыскании с обвиняемых ущерба, нанесенного ими "Череповецкой ЭТС", на суде не возникло. Ведь иначе Рыжкову, как директору ГУП "ЧЭТС", пришлось бы предъявлять гражданский иск самому себе. Однако перспектива взыскания ущерба с осужденных у "ЧЭТС" остается. Поскольку отныне Рыжков и Стрелков предприятием не руководят.

 

Ольга Власова,
"Голос Череповца".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Последние материалы