За советом - к офицерам

Семь лет назад, в июле 1995 года, в вооруженных силах Белоруссии появился новый общественный орган, аналогов которому не было и пока нет ни в одной из армий СНГ. Речь — о консультативном совете при министре обороны РБ. Он был создан с целью более полного учета мнений и взглядов офицерской общественности, касающихся актуальных вопросов строительства и жизнедеятельности ВС. Наш корреспондент встретился с секретарем консультативного совета при минобороны РБ полковником Юрием Хоменковым и попросил его рассказать о деятельности этого общественного органа.


- Юрий Александрович, как родилась идея создания консультативного совета и что он собой представляет?

- К середине 90-х годов в вооруженных силах республики сложилась весьма непростая ситуация. Их строительство велось без достаточно продуманной концепции и сводилось в основном к сокращению доставшейся Белоруссии в наследство от распавшегося СССР группировки войск. Тысячами увольнялись в запас офицеры, шла "под нож" бронетехника, в больших количествах распродавалось различное войсковое имущество... В офицерской среде все это воспринималось неоднозначно, зрело недовольство формами и методами строительства национальной армии. Становилось все более очевидным, что для успеха дальнейших преобразований необходима не только воля "верхов", но и более полный учет мнений армейских "низов" относительно будущего вооруженных сил. С этой целью в 1995 году и был создан консультативный совет при министре обороны. В соответствии с утвержденным главой военного ведомства положением он представляет собой выборный орган и формируется офицерскими собраниями соединений и частей путем делегирования в него наиболее авторитетных и профессионально подготовленных офицеров. Сейчас в совет входят 60 человек в званиях от капитана до генерала, занимающих различные должности. Они представляют все виды и рода войск, практически все гарнизоны и учреждения министерства обороны.

- Как строится работа совета?

- По положению о совете его заседания проводятся не реже одного раза в три месяца. Но на практике они проходят чаще. За месяц до очередного заседания членам совета направляется сообщение о том, какие вопросы выносятся на обсуждение, и предлагается подготовить предложения по ним, опираясь на коллективное мнение офицерской общественности. Эти предложения и становятся предметом дискуссии на заседании.
Наиболее обоснованные, разумные, взвешенные берутся, как говорится, "на карандаш" министром обороны и находят затем отражение в нормативно-правовых актах, директивах, приказах, регулирующих жизнедеятельность вооруженных сил.
Так было, например, при подготовке изменений и дополнений в действующие законы "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих". При их обсуждении члены совета от имени своих офицерских коллективов внесли около двухсот предложений. И многие из них были учтены при окончательной доработке проектов этих нормативно-правовых актов.
Или взять последнее заседание. На нем был поднят вопрос о необходимости пересмотра действующей системы материального стимулирования военнослужащих, имеющих классную квалификацию. Нынешние размеры выплат за классность, по мнению членов совета, крайне низки и поэтому не настраивают людей в погонах на постоянное совершенствование своего профессионального мастерства. Министр обороны согласился с этими доводами и распорядился подготовить проект соответствующего документа. Таких примеров деятельного участия совета в решении животрепещущих, насущных армейских проблем можно привести множество. Вообще же за семь лет работы советом рассмотрено более 80 проблемных вопросов, связанных с жизнедеятельностью вооруженных сил, главе военного ведомства представлено свыше 1.500 предложений, исходящих снизу, от армейской общественности. Через обсуждение на КС прошли практически все концептуальные нормативно-правовые акты, касающиеся самых различных аспектов строительства национальной армии, в том числе и те, по которым сейчас ведется ее реформирование. Да, сам совет решений не принимает, его предложения носят рекомендательный характер. Но соль в том, что проекты документов, просеянные через сито знаний и опыта тысяч людей (члены совета, как я уже говорил, представляют весь офицерский корпус), позволяют министру обороны принимать наиболее целесообразные, взвешенные решения, которые не вызывают реакции отторжения в армейской среде.
Важна и обратная связь. Руководитель военного ведомства, присутствуя на заседаниях совета, регулярно информирует его членов о ходе реформирования армии, намечаемых дальнейших шагах, готовящихся документах. Они же, возвращаясь на места, доводят эту информацию до командиров, всех офицеров. Благодаря этому люди знают, что ждет их впереди, к чему готовиться, лучше понимают смысл проводимых преобразований. Это особенно важно сейчас, когда наши вооруженные силы вступили в завершающий этап реформирования, когда соединения и части переходят на новую оргштатную структуру, когда одни воинские коллективы расформировываются, а другие создаются вновь. В том, что этот процесс в нашей армии проходит достаточно безболезненно, я считаю, немалая заслуга консультативного совета при министре обороны.

- То есть совет оказался востребованным и жизнеспособным органом?

- Вне всяких сомнений. Он прочно связал высшее руководство вооруженных сил с офицерскими коллективами соединений и частей, стал своего рода барометром, который чутко реагирует на настроения военнослужащих в отношении предлагаемых решений, касающихся дальнейших преобразований, тем самым предопределяя их популярность в армейских низах. Нынешнее состояние нашей армии, высокий уровень ее боеготовности и боеспособности, здоровый моральный дух личного состава, его профессионализм и патриотизм — в немалой степени результат продуктивной работы консультативного совета, этого своеобразного армейского парламента.

Валерий Ковалев

"Красная Звезда"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *