ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ. «На таком фильме никто не ходит за поп-корном и колой»


В Нью-Йорке проживает более 9 миллионов человек. 2,5 миллиона пользуются сотовыми телефонами, которые сейчас являются обязательным атрибутом состоятельности, но более 4 миллионов продолжает пользоваться телефонными автоматами. На Манхэттене осталась всего одна телефонная будка (на 53-ей улице) — островок уединения, который превращается для главного героя в стеклянный гроб.

"Если ты в меня выстрелишь, ты сразу же себя выдашь", — говорит Стью Шеппард (Колин Фаррелл) своему неизвестному собеседнику (Кифер Сазерленд). "Ты так думаешь? С этого расстояния пулевое отверстие будет чуть больше мандарина, хочешь рискнуть?". Раздается небольшой взрыв, а вокруг тишина. Никто даже не обратил внимания. В этом огромном городе никому ни до кого нет дела.

Фильм Джоэля Шумахера "Телефонная будка" можно назвать одним из самых лучших картин Голливуда за последнее время. Качественный фильм, с захватывающим сюжетом (спасибо Лэрри Коэну, сценаристу), держащий зрителя в постоянном напряжении. Как выразился Коэн: "На таком фильме люди не ходят за поп-корном и колой".

Стью Шеппард — преуспевающий пиарщик, бодро идущий по Манхэттену и пудрящий мозги не только своему ассистенту, мальчику "для выгула собак", но и всем, с кем он работает. На нем — дорогой итальянский костюм, "Ролекс", ногти отполированы, прическа безупречна. Он импозантен, независим, не терпит пререканий с ним. Но вот он заходит в телефонную будку, снимает обручальное кольцо и перед нами совсем другой Стюарт.

Режиссер постарался сделать фильм практически репортажем с места событий, вокруг телефонной будки толпа, в кадре мелькают проститутки, нищие, продавцы игрушечных роботов, разносчики пиццы. Мы слышим шум и гам большого города, мы чувствуем себя частью Нью-Йорка, мы ощущаем себя на площади Таймс-сквер вместе с Колином Фарреллом, запертым в телефонной будке "моральным корректировщиком", как назвал персонажа Сазерленда Шумахер.

Ты на мушке у снайпера, который разговаривает с тобой по телефону, ты чувствуешь, ты даже видишь, как скользит красная точка прицела по твоему телу. "Куда я сейчас целюсь?" "Чуть ниже плеча". "Какого?" "Правого". "А ты талантливее других".

Были и другие, но почему именно он? Чем мог провиниться мелкая сошка рекламного бизнеса? Что могло кому-то от него понадобиться?

Да, он мысленно каждый день изменяет своей жене Келли (Рада Митчелл). Стью заходит в телефонную будку в одно и тоже время, снимает кольцо и звонит Пэм (Кейти Холмс), она ему нравится, и он пытается сделать ее известной актрисой. Но ведь любой мужчина, как он говорит, может иметь прекрасный дом, жену, но в тоже время хочет пожить в дешевых отелях.

Чего хочет "адвокат"? Снять с него все покровы? Чтобы он прелюдно во всем признался? Свалить вину за убийство сутенера? Посмотреть, как полиция поможет Шеппарду совершить "самоубийство"?

"Телефонная будка" - это один из немногих психологических фильмов, где нет натянутости сюжета, где все может быть разъяснено. "Помнишь короля порно-мафии, которого убили три недели назад? А того бизнесмена, что застрелили на прошлой неделе? Это был я". Стью не первый и не последний. "Корректировщик" наблюдает за своей жертвой долго, ты можешь быть порядочным и честным, но стоит тебе один раз оступиться, и вот ты снимаешь трубку и слышишь: "Только положи трубку, и ты — труп".

Картина словно излучает напряжение, ты смотришь и не можешь оторваться, ловишь каждое слово.

Колин Фаррелл находится в кадре практически все полтора часа фильма. Лишь изредка мы видим переговорщика — детектива полиции, взявшего происходящее в центре Манхэттена под свой контроль. Капитан Рейми (Форест Уитакер) пытается помочь Стью, но не знает сути ситуации и лишь становится посмешищем, еще одной марионеткой в руках главного кукловода — снайпера, чьей жертвой может стать любой из собравшихся на Таймс-сквер. Но, несмотря на то, что все происходит на одном месте, все события разворачиваются внутри телефонной будки и в радиусе ста метров от нее, несмотря на то, что весь фильм ведет дешевый, пустой пиарщик Стью Шеппард — картина превосходит все последние фильмы Голливуда.

Вы не увидите хэппи-энда. "Ты ведь нас не отпустишь?" "Нет". Счастливого конца не может быть. Каждый человек может лишь смягчить удар об асфальт, падая со своей высокой, пусть даже надуманной, самооценки, он лишь может облегчить душу, рассказать всем о своих грехах, расплакаться и сесть на пол, ища обручальное колечко, которое он снимал, чтобы избавиться от чувства вины. Но поможет ли ему это? Или это всего лишь очередной обман? Он ведь их так любит. Каждый решает сам, ну а пока Стью засыпает от укола успокаивающего, корректировщик берет свою винтовку и уходит, уходит, чтобы искать новых жертв.

И не удивляйтесь, если вдруг однажды в трубке раздастся: "Забавно — телефон звонит, и ты не знаешь, кто это. Но на звонки ведь надо отвечать?" - это значит, что вы где-то допустили промах, а за свои проступки надо отвечать.

Людмила ЧИРКОВА

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить