«Аэлита» состоится при любой погоде

"Правда.Ру" уже рассказывала о некоторых нюансах подготовки к фестивалю фантастики "Аэлита". Фестивалю пришлось пережить довольно трудные времена, но теперь он, похоже, обретает "второе дыхание". Очередной конвент "Аэлита" пройдёт с 31 июля по 3 августа 2003 года в Екатеринбурге, как говорят организаторы — "при любой погоде".
Сегодня на вопросы об истории, о настоящем и будущем самого известного российского конвента отвечают руководители оргкомитета фестиваля Евгений Пермяков и Борис Долинго.

- Итак, "круглый" двадцатый номер грядущей "Аэлиты" сам по себе наводит на воспоминания. Как все начиналось?

Евгений Пермяков: Началось всё в 1980. Никто и не собирался проводить фестиваль фантастики. Писатель Владислав Крапивин, публицист Станислав Мешавкин (тогда — главный редактор журнала "Уральский следопыт") и писатель Юрий Яровой всего-то надумали учредить приз для русскоязычных писателей-фантастов. И не больше! Фестиваль вокруг церемонии награждения образовался, можно сказать, стихийно. И стал первым на территории Советского Союза настоящим фестивалем фантастики. Со временем это действо обросло своими традициями, своими героями (как из писательской, так и из чисто фэновской среды), новыми призами...

В 1981 первыми лауреатами премии "Аэлита" стали Аркадий и Борис Стругацкие, а также Александр Казанцев. Конечно же, фигура Аркадия Натановича, приехавшего в Свердловск от имени авторского дуэта получать приз, изящную статуэтку из камня и металла, привлекла внимание многочисленной публики, как местной, так и иногородней. Люди пришли и приехали на Стругацкого, а в какой-то мере получилось — дали рождение фестивалю.

Постепенно ситуация вокруг приза "Аэлита" начала проясняться. Сама торжественная церемония с вручением отдалилась несколько в тень, а на первый план вышла возможность каждому пообщаться с каждым. Фэнам — с фэнами и писателями, редакторам — с писателями и читателями. А тем, кто сам себя пробовал в сочинительстве, представилась уникальная возможность, минуя излишне строгие редакции тогдашних газет и журналов, узнать цену своему несмелому (или чересчур смелому) творчеству в среде достаточно квалифицированных "судей". И это уже был самый настоящий конвент. Фестиваль! А кое-кому даже казалось, что это была некая символическая победа над Системой.

- Екатеринбургский конвент может похвастаться не только самой богатой историей среди всех конвентов России, но историей самой бурной. Помнится, один раз проведение фестиваля было запрещено властями, но он. все равно состоялся (знаю точно — сам там был). И это в условиях "советского тоталитаризма"! Новые поколения фэнов вряд ли и
понимают, каков был тогда "политический антураж".

Евгений Пермяков: Да, конечно, были трудности в Советское время с организацией "неподконтрольных властям" массовых мероприятий. С 1984 г. "Аэлита" начала испытывать давление властей, а в 1985 году была попытка властных структур вообще "прикрыть" фестивальное движение, но как-то несерьёзно это оказалось (видимо, та власть уже не могла реально руководить) — и "Аэлита" состоялась (кстати, в том году, пожалуй, впервые наметилось некое противостояние "истинных" любителей фантастики и тех, кто "рядом с молодогвардейцами". Премию тогда получил Сергей Павлов, на которого "ставило" руководство издательства "Молодая гвардия", в то же время открыто выступавшее против Стругацких и других любимых читателями писателей.). И всё-таки один фестиваль по политическим причинам действительно не проводился — в 1986 году. Не вручали в тот год приз, не встречали гостей...

Но, к счастью, запрет висел не долго, и со временем всё улеглось — да и времена менялись, свободы становилось больше. Поэтому благодаря энтузиастам вновь пришли в движение шестерёнки фестиваля фантастики "Аэлита". Более того, конвент обрёл новые интересные призы: в 1987 году — "Мемориальный приз имени Ивана Антоновича Ефремова", вручаемый за выдающуюся редакторскую, организаторскую и просветительскую деятельность в области фантастики, а в 1989 — приз "Старт" - за лучшую дебютную книгу предыдущего года.

- Какие еще события в 20-летней истории "Аэлиты" можно считать из ряда вон выходящими?

Евгений Пермяков: Ну конечно же рождение самого фестиваля. Ведь ни о каких "тусовках" и речи не шло, когда учреждалась премия. Предполагалось, что в Свердловск будут привозить писателей-лауреатов, проводить награждение, а потом... И вдруг с первого же раза, с 1981 года, выяснилось, что любители фантастики не собираются с умилением взирать из своих городов, городков и деревень на то, как их кумиров "просто" награждают. Они хотели в этом участвовать. Так и пошло-поехало в нашей стране — с доброй воли активных членов КЛФ (клуб любителей фантастики — Ред.) зародилось фестивальное движение.

- Какие годы были самыми тяжелыми и почему? Был ведь даже период (1995 и 1996 г.г.), когда премия не вручалась?

Борис Долинго: Думаем, что стоит и мне включиться в разговор . Евгений, конечно, человек, который гораздо глубже, чем я, связан с историей "Аэлиты" (хотя я и попал на неё первый раз в 1989 г., но потом "выпал" аж до 2001), но я бы ещё высказал некий взгляд "со стороны", более "свежий", что ли.
По-моему, по поводу "из ряда вон выходящих" событий можно кое-что добавить. Конечно, рождение фестиваля, безусловно, супер-событие, особенно для того времени. Уникум для времён СССР. Но уже после рождения "Аэлиты" можно отметить такие "вехи":
А) запрещение партийными чиновниками проведения "Аэлиты" в 1986 г.;
Б) Смерть В.И.Бугрова в 1994 и почти одновременный финансовый крах "Уральского следопыта". В результате журнал практически перестал играть значимую роль в поддержке и организации фестиваля, и в 1995-96 гг. "Аэлиты" просто не было. Это и были самые тяжёлые годы, кстати, а не 1986.
В) Возрождение "Аэлиты" группой энтузиастов в 1997 г., для чего и был создан Региональный Общественный Фонд (РОФ) "Фестиваль "Аэлита". Часть этих энтузиастов постепенно не выдержала "нагрузки" и отпала, найдя более "выгодные" для себя занятия. А Игоря Георгиевича Халымбаджи, последнего из мэтров в "Уральском следопыте", который продолжал много делать для фестиваля, тоже, увы, не стало.

И я бы ещё добавил и —
Г) Нынешнее наметившееся возрождения "Аэлиты", за которое и боремся мы. Надо сказать, что годы с 2000 по 2002 были тоже весьма сложными. После некоторого подъёма в 1997-1999 гг. "Аэлита" снова пошла "под уклон" - не получалось находить реальных спонсоров, не было средств, из оргкомитета уходили в сторону люди. Не было возможностей не то что развивать новые формы проведения фестиваля, но даже просто его финансировать на том уровне, который был достигнут. В 2002 году "Аэлита" была на грани срыва именно по финансовым причинам.

- Назовите людей, благодаря которым "Аэлита" продолжает (вопреки всему) свое существование.

Евгений Пермяков: Вспомнить можно многих. В первую очередь, конечно, это екатеринбургские "идеологи" фантастического движения Виталий Иванович Бугров и Игорь Георгиевич Халымбаджа, ныне, увы, покойные. Помогали и помогают своими действиями, советами Станислав Фёдорович Мешавкин (один из основателей премии), Сергей Иванович Казанцев, Наталья Григорьевна Бугрова, Владислав Петрович Крапивин. Кэлээфовцы зачастую безропотно выполняют неблагодарную, рутинную работу, необходимую для проведения мероприятий фестиваля (Игорь Кузовлев, Оля Рачеенкова, Юра Натальин, Андрей Жирютин, Костя Арцибашев, Ваня Соколов и др.). До сих пор ощущается поддержка и от фэнов со стороны (чаще, правда, только в виде советов)...

Борис Долинго (вздыхает): Да и организационно в периоды времени между фестивалями всё лежит сейчас только на нас с Евгением (а это, между прочим, самые сложные моменты).
Разумеется, надо ещё сказать о тех партнёрах фестиваля, которые организационно и материально помогают нам, к счастью. Это ЗАО "Уралтел" (кстати, если бы не генеральный директор "Уралтел" Сергей Борисович Аркатов и коммерческий директор Юрий Григорьевич Вербицкий, "Аэлиты" бы не было в 2002 г.).
В нынешнем году это снова "Уралтел", а также, — Екатеринбургский завод ОЦМ (генеральный директор Николай Иванович Тимофеев), издательство "У-Фактория" и ГИПП "Уральский рабочий" (генеральный директор Александр Викторович Бисеров) и некоторые другие. Особую признательность хотелось бы выразить Администрации Екатеринбурга и её главе Аркадию Михайловичу Чернецкому.

- Как изменилась русская фантастика за эти годы? Понятно, что оценка будет субъективной, но все же?

Евгений Пермяков: Конечно, в сторону организации шоу (если навешивать ярлыки, то можно сказать — встала на "американские рельсы"). Что сейчас пишет большинство писателей и читает большинство любителей фантастики? Космические боевики и детективы, фэнтези, виртуальные романы — это в первую очередь. Социальная фантастика, философская, психологическая отошли даже не на второй, а на третий план. Возможно, всё дело в том, что мы смотрим слишком много голливудщины и слишком много времени проводим у компьютеров. В конце концов, ТАКИЕ сюжеты, ТАКИЕ взаимоотношения героев стали нам весьма близки, понятны, интересны. И авторы, естественно, тешат читателя тем, что он желает.

Да, появляются писатели вполне самостоятельные, интересные чем-то нестандартным, но чаще всего их книги издаются не очень большими тиражами (зачем издателю рисковать и пытаться изменить вкусы и пристрастия читателей?).

С другой стороны, ряды фантастов увеличиваются на десятки, если не на сотни авторов в год, что, конечно же, в итоге должно сказаться положительно на общем фантастическом климате. По крайней мере, хочется в это верить.

- Фэндом, сообщество любителей фантастики, писателей, издателей, словом, всех причастных — он ведь тоже стал другим. В начале 80-х мы, кажется, вообще не думали о деньгах, книги надо было не столько покупать, сколько "доставать". Это лишь один штрих из многих.

Борис Долинго: Естественно, и фэндом стал другим. Он не умер, но изменились люди, как и сама жизнь. Сознание людей стало более коммерциализированным. Поэтому в фэндоме стало гораздо меньше людей, действующих за "чистый" интерес — большинство решает какие-то свои проблемы. Хотя некий "дух братства", к счастью, всё-таки сохранился. И потом сейчас, как мне кажется, на конвенты стало ездить гораздо меньше фэнов, как таковых, а больше людей, которые сами стремятся писать, и рассчитывают на таких мероприятиях установить "деловые" контакты, нужные для продвижения своего творчества. Такое изменение ситуации требует от организаторов конвентов и несколько иных форм организации

- Теперь вернемся в настоящее время. У "Аэлиты" наконец-то появился свой сайт, включён в список официальных мероприятий, посвящённых 280-летию Екатеринбурга. У конвента открылось "второе дыхание"?

Борис Долинго: Да, можно и так сказать — "второе" (если не "третье" уже) дыхание. Во всяком
случае, надеемся. Сайт, увы, пришлось пока сделать на бесплатном ресурсе "Народ.Ру", но он вполне работоспособен и информативен: http://aelita-con.narod.ru/Festival-Aelita.html. Делал нам его московский вэб-дизайнер Сергей Матвеев, и делал бесплатно (представьте себе, у нас в городе не могли найти такого!) Сергею огромное спасибо, и очень надеемся, что на будущий год мы сможем привезти его в числе почётных гостей к нам на фестиваль. Жаль, что у нас пока мало времени для развития сайта — всё приходится делать нам вдвоём с Евгением — я имею в виду, всю текущую работу. Конечно, Сергей помогает добавлять информацию на сайт, но подготавливать всё приходится, естественно, нам.
У нас сейчас есть много идей развития самого фестиваля. Какие — не буду говорить, но если они сработают.... В общем, надеемся, что жизнь "Аэлиты" станет многограннее. Надеемся, что у нас сохранится и разовьётся наметившееся сотрудничество с властными структурами. Правда, эти структуры не оказывают большой прямой финансовой помощи, или, если оказывают, то очень "целевым назначением", но, безусловно, помогают решать многие проблемы. И огромное им спасибо за это. К счастью, там есть достаточно умных, образованных и многое понимающих людей.

- Кажется, "Аэлита" - единственный фестиваль, попасть на который можно, не уплатив соответствующего взноса? Каким же образом удается решать финансовые проблемы?

Борис Долинго: Естественно, только с помощью спонсоров. Да и другие конвенты решают свои финансовые вопросы не только за счёт оргвзносов. Оргвзносы помогают лишь снять часть проблем, а серьёзные спонсоры есть у всех существующих конвентов (либо таких конвентов просто нет — умер же "Волгакон"!). Слава богу, благодаря нашим с Евгением стараниям, стали появляться спонсоры и у "Аэлиты".
Тем не менее, и мы собираемся оргвзносы ввести — возможно, уже и на будущий год. Это, безусловно, поможет немного снизить зависимость от спонсорской помощи. Сумма оргвзносов будет определяться тем, как станут выстраиваться наши дальнейшие отношения с основными спонсорами и партнёрами фестиваля. Думаю, сумма эта может колебаться в пределах 80 -150 у.е. (возможно, будет несколько градаций). Это, безусловно, не покроет стоимость проживания и питания одного человека в нашем городе в течение 3-4 дней (Екатеринбург — город дорогой), но поможет снизить "финансовую нагрузку" на оргкомитет.

- Теперь, как и положено фантастам, пофантазируем. Какой будет (или может быть) "Аэлита"-ХХХ?

Борис Долинго: Это будет серьёзное действо, возможно, по-настоящему международного масштаба. Во всяком случае, мы пытаемся заложить камни в фундамент именно такого конвента.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Последние материалы