Замедление работы «деструктивных» сайтов – ноу-хау казахстанских властей

Сегодня в гостях у «ПРАВДЫ.Ру» Юрий Мизинов, журналист, главный редактор интернет-газеты «Навигатор»  (Республика Казахстан, город Алма-Ата).

- Юрий, как бы Вы охарактеризовали ситуацию со свободой слова в Казахстане?
- Свобода слова – понятие весьма относительное. Скажем по сравнению с Туркменией или Узбекистаном в Казахстане значительно больше свободы слова. Но ее, безусловно, и намного меньше, чем, скажем, в России, не говоря уже о западных странах. Во временном аспекте о свободе слова в Казахстане можно сказать так. В первой половине 90-х было очень много независимых от власти СМИ, но и критика власти в этих СМИ была очень мягкая, наиболее острые и болезненные для власти темы почти не затрагивались. Сейчас независимых от власти СМИ осталось совсем мало, но критика в них очень жесткая. Практически нет таких тем, которые в этих СМИ были бы запретными. Но соответственно и давление на эти СМИ огромно.

- Кто является собственником крупнейших электронных и печатных СМИ?
- Наиболее крупные СМИ в Казахстане объединены в медиа-холдинги, которые обычно включают в себя газеты, ТВ и радио. Собственниками практически всех крупных холдингов являются лица, аффилированные с властью или непосредственно находящиеся во власти. То есть, по сути, крупные СМИ принадлежат власти. Несколько газет и интернет-сайтов выражают интересы оппозиционных группировок и принадлежат отдельным оппозиционным деятелям.

- Какие методы воздействия применяются государством в отношении «непослушных» СМИ и «неуправляемых» журналистов?
- Самые разные – практически весь диапазон из известных методов, кроме разве заказных убийств (таких, к счастью, мы еще не видели в Казахстане). Это: прямое физическое давление (избиение), угрозы, поджоги редакций, судебные преследования, блокировка и искусственное замедление работы интернет-сайтов. Известный оппозиционный журналист Сергей Дуванов в прошлом году стал жертвой провокации в духе бывшего КГБ – он осужден за изнасилование малолетней. Имел место случай расстрела фидера одного оппозиционного телеканала в 2002 году. Сейчас наиболее популярны судебные иски на значительные суммы за оскорбление чести и достоинства. Естественно, что такие иски в подавляющем большинстве случаев выигрываются истцами. А истцы – это обычно представители власти.

- Во многих «посттоталитарных» странах интернет-журналистика является тем полем, где свобода слова сохраняется. Хотя, тоже – не без проблем (можно вспомнить судьбу основателя интернет-газеты «Украинская правда» Георгия Гонгадзе). Как обстоят дела с интернет-свободами в Казахстане?
- В условиях тотального давления на СМИ и ограничения свободы слова интернет-изданиям, конечно, выживать несколько легче, чем бумажным и электронным СМИ. Но в казахстанском интернет-пространстве имеются свои специфические проблемы. Это блокировка и замедление работы сайтов, которые власти называют «деструктивными». Несколько таких сайтов, находящихся за рубежом, но работающих на Казахстан, полностью блокированы уже несколько лет. Это означает, что в Казахстане на эти сайты можно выйти только через прокси-сервера или через спутниковую связь. Наш сайт за последний год блокировался трижды. Сейчас власти применяют специальные программные комплексы, которые существенно замедляют доступ к сайтам из Казахстана. В последнее время мы это очень чувствуем. Нарушение доступа к «деструктивным» сайтам очень легко реализуется, ввиду того, что имеется монополист-провайдер первого уровня, которому принадлежит практически вся проводная сеть в Казахстане. Его имя – «Казахтелеком». Однако, сейчас редакциями некоторых среднеазиатских сайтов подготовлен план борьбы с блокировками сайтов, реализация которого начнется осенью этого года. Разглашать подробности этого плана я пока не буду.

(Справка «ПРАВДА.Ру»: в апреле этого года международная организация «Репортеры без границ» выступила с осуждением казахстанских властей в связи с блокированием доступа к некоторым интернет-сайтам, которые «либо контролируются оппозицией, либо передают независимые новости и регулярно публикуют статьи с критикой президента Нурсултана Назарбаева и государственных чиновников, подозреваемых в коррупции»).

- Многие ли могут позволить себе интернет? Возможно, проблему свободы слова и прессы имеет смысл рассматривать уже в комплексе с проблемой «цифрового неравенства» (которая, конечно, существует не только в Казахстане)?
- Эта проблема общая для всех стран бывшего СССР. Конечно, очень не многие жители Казахстана имеют доступ к интернету. Но мы это стараемся учитывать. Наша интернет-газета сегодня рассчитана на продвинутых людей, активно интересующихся политикой, от которых зависит формирование общественного мнения. Это представители власти, среднего и крупного бизнеса, оппозиции, иностранные посольства и другие иностранные организации.

- Интернет-газета «Навигатор» издается с 2000 года, то есть, даже по меркам Рунета, является изданием «в возрасте», с историей. Давайте совершим исторический экскурс и вспомним, как создавался «Навигатор». Какие цели ставили перед собою «отцы-основатели», удалось ли их реализовать?
- В 2000-м году интернет-газета «Навигатор» была создана коллективом журналистов, которые до того работали в оппозиционных газетах, прекративших свое существование. Создать интернет-газету намного проще и дешевле, нежели бумажную. В нашей истории было много всего. Мы финансировались грантами фонда «СОРОС-Казахстан», входили в состав крупного медиа-холдинга… Теперь (уже полтора года) мы существуем самостоятельно. Наша редакционная политика предусматривает широкий плюрализм мнений. Мы предоставляем слово как оппозиционным политикам, так и представителям власти. Зачастую публикуем довольно острые материалы. Это и является причиной периодических блокировок нашего сайта. Основная цель газеты – оказывать влияние на формирование общественного мнения по социально значимым и политическим вопросам. Думаю, что эту цель нам удается в какой-то мере реализовать.

-  Какова сегодня аудитория Вашего издания?
- Сегодня мы имеем около 12 тысяч читателей. Это немного для России, но для Казахстана, у которого население на порядок меньше, это не так уж мало. Значительная часть наших читателей проживает в ближнем и дальнем зарубежье (36 стран). В Казахстане нас читают властные структуры, представители среднего и крупного бизнеса, политики, деятели оппозиции. То есть, как раз тот контингент, который и формирует общественное мнение.

- Что, на Ваш взгляд, нужно делать (и власти, и оппозиции) для продвижения к европейским стандартам в сфере свободы слова?
- Понятно что: нормальный закон о СМИ и его неукоснительное соблюдение. Но это формальная сторона. Главное, чтобы оппозиция стала системной, то есть встроенной в систему управления государством. Тогда произойдет резкое увеличение количества СМИ, независимых от власти. А оппозиция представленная, скажем в парламенте, сумеет защитить эти СМИ от произвола. А для этого в Казахстане должны произойти существенные политические реформы. Но сегодня до этого, на мой взгляд, еще далеко…

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить