Российский бизнес Шварценеггера

Депутаты Госдумы в очередной раз обратили внимание на судьбу российского кинематографа. Чтобы поддержать отечественного производителя, предлагалось ограничить долю иностранных фильмов на наших экранах. Как рассказал NewsInfo креативный директор кинокомпании "Кино без границ" Антон Мазуров, подобные меры не лучшим образом отразятся на качестве фильмов и даже поспособствуют коррупции. Нашим чиновником лучше обратить внимание на опыт Франции, где даже Голливуд заставили работать на развитие национального кино...

NewsInfo: Как вы оцениваете идею сократить долю иностранных фильмов на наших экранах?

Антон Мазуров: Это инициатива депутата Гальченко, которому кто-то, видимо, помогает ее продвигать здесь. Он уже делает это в четвертый раз. Я отношусь к таким идеям отрицательно. Любое узаконенное квотирование однозначно не работает на эстетическое качество фильмов, потому что тот, у кого будут хорошие отношения с кем-то из прокатчиков, сможет, снимая любую гадость, а такого снимается очень много, в том числе и в России, эту ее прокатывать и иметь постоянную зарплату, не улучшая фильмы. Кроме того, квотирование способствует коррупции. Даже минимальное.

NewsInfo: Кто, по-вашему, может лоббировать такие идеи?

Антон Мазуров: Кто угодно. Кто-то, кто имеет отношение к производству российских фильмов. Может быть, кто-нибудь из тех, кто проходит по категории "режиссеры", а на самом деле их фамилию никто не вспомнит, кто-то, имеющий отношение к киностудиям или финансирующий эти киностудии. Это же всегда приятно лоббировать такие вещи. В них есть такой патриотизм и забота о национальном кинематографе, что каждый готов, не углубляясь в проблему, под ними подписаться.

NewsInfo: Как поддерживают кинематограф в других странах?

Антон Мазуров: Самая продвинутая страна в области национального кинематографа, а поддержка такая необходима, — это Франция. Но там нет никакого квотирования. Там вся работа по национальной поддержке заключается в том, что на каждый купленный во французском кинотеатре билет налагается налог, очень небольшой, и вся сумма налога идет в копилку, из которой поддерживается французский кинематограф. То есть чем больше денег соберет Шварценеггер с Терминатором-3, тем больше будет возможностей у французского кино и его производителей. Никакого квотирования.

NewsInfo: Схемы, подобные французской, у нас предлагались? Кто-нибудь пробовал выходить с такими предложениями?

Антон Мазуров: Эти схемы известны. Есть "Роскино", где сидят чиновники, и некоторые из них даже вполне уважаемые люди. Эта организация, понимая, что есть французская модель поддержки национального кинематографа, не принимает аналогичных решений. В России независимому прокату, который сам выбирает, какие фильмы прокатывать, уже много лет, он с 1988 года существует, когда была создана первая Независимая компания советско-британское предприятие, творческое содружество "Ист-Вест". Если за это время, а половину этих лет в "Роскино" сидят одни и те же люди, этих идей они не реализовали, значит, им это не выгодно. Значит, им выгодно сидеть и сверху распределять те государственные деньги, которые выделяются на российское кино, и раскладывать их по карманам. Можно понять из каких соображений. Например, сейчас вышел фильм "72 метра" Хотиненко. Нужна была ему поддержка? Да не нужна, он и так собрал 3 млн долларов. Почему? Потому что если есть серьезная продюсерская идея, то никакой поддержки российскому кинематографу не надо. Другое дело, что есть категория российского кино, которая проходит как арт-кино, но у нее ровно такие же проблемы, как у арт-кино европейского или американского, которое в кинотеатрах, в общем-то, и не показывают.

NewsInfo: То есть сборы зависят исключительно от качества фильма и от разумного подхода?

Антон Мазуров: От разумного подхода прежде всего. Потому что прокатчики, как только что-то мало-мальски вменяемое российское появляется, они все это берут, нет никакой проблемы. Все же тоже на этой земле живут, и никто не молится на Голливуд. Просто сейчас такой период накопления капитала в этом развивающемся бизнесе, не все кинотеатры еще отремонтированы, мультиплексов мало, и деньги Голливуда дают возможность притока капитала из другой страны. Здесь без мозгов не исправить ситуацию. Потому что квотирование — это самая примитивная и грубая форма, она вообще не предполагает серьезного подхода.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *