Сборная России: Колосков уходит, Фетисов остается?


Сенсация в российском футболе — руководитель Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов сообщил о том, что президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков согласился покинуть свой пост сразу после матча сборных России и Эстонии

Если Колосков и вправду уйдет , это будет сенсацией не только в футболе. И не только во всем российском спорте. Это будет общероссийской сенсацией. Трудно сказать, понимает ли это сам г-н Фетисов, но крайним останется он. И не перед президентом РФ крайним. Перед всеми российскими болельщиками.

Впрочем, судя по тому, как долго шла информация о разговоре между главой Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму и главой РФС, Фетисов близок к пониманию того, за что ему вскоре придется отвечать. Во всяком случае, только нерешительностью главных действующих лиц или грубейшей ошибкой агентства можно объяснить такой текст, который поступил на новостную ленту в понедельник 1 ноября: "В среду руководитель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов в телефонном интервью РИА "Новости" сообщил о том, что глава Российского футбольного союза (РФС) Вячеслав Колосков покинет свой пост после отборочного матча чемпионата мира-2006 между сборными России и Эстонии, независимо от его результата".

Как вы понимаете, покоя не дают два вопроса к автору текста. Чего ж вы так долго тянули с сенсацией, целых пять дней?! И если нужны были дополнительные согласования, зачем потребовалось уточнять, что разговор был аж 27 октября?!

История о том, что Вячеслав Колосков согласен покинуть свой пост настолько сенсационная, что в первый момент даже экс-вице-президент РФС, председатель Комитета ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов усомнился в реальности информации. С другой стороны, все выглядит вполне обыденно. В интервью телеканалу "Россия" в понедельник вечером Вячеслав Фетисов сказал: "Во время встречи с Вячеславом Ивановичем Колосковым я, в общем, предложил ему по окончании сезона, вне зависимости от того, как завершится матч с командой Эстонии, собрать внеочередную отчетно-перевыборную конференцию, на которой он подаст в отставку".

Герой нации?

Слегка оправившись от шока, новостная лента "Яндекса" еще вчерашним вечером была полна сообщениями о грядущей отставке Колоскова — новость за два часа с момента первого появления стала сенсацией номер один. Что интересно, кроме Драганова, никто не комментировал событие. Невольно вспомнилась аналогия со Сталиным — вождь уже в гробу лежал, а члены Политбюро боялись что-либо вслух произносить: вдруг проснется?!

Чуть позже, часам к одиннадцати вечера появились робкие восклицания — Фетисов сделал великое дело, он — герой нации! Ура. Но кто будет вместо Колоскова? Оказалось, никто даже кандидатур не знает. В эйфории всеобщего робкого ликования как-то все вдруг подзабыли, что в спорте, как в политике, не так уж и сложно скинуть человека, куда сложнее потом. Когда после снятия — вакуум и никому не понятно, как в нем руководить?

Вячеслав Иванович Колосков ровно четверть века возглавлял отечественный футбол. Были взлеты, были падения — как у всех. Да, последние года три — сплошное падение. А в ближайшем окружении Колоскова — сплошь лизоблюды и воры, а порой — люди, элементарно выжившие из ума. Неужто никто не видел, когда критиковали одного только Колоскова?!

И разве в одном только футболе у нас такое творится? А как вам нравится президент российского хоккея Александр Стеблин, за семь лет правления которого хоккейная сборная России ни разу не становилась чемпионом мира и лишь однажды выиграла медали на мировом первенстве. После чего был отправлен в отставку Борис Михайлов, приведший команду на пьедестал почета. Тем не менее, чистку федераций начали с Колоскова. Почему?

Да потому, что возможная отставка Колоскова — это не решение одного человека, будь он хоть трижды Фетисовым. Это коллегиальное решение при молчаливой, гласной или косвенной поддержке президента РФ. Политическое решение, осознает это кто-то или нет.

Можно понять гордость Вячеслава Александровича, сообщившего народу о грядущем завершении карьеры Вячеслава Ивановича. Но без поддержки Госдумы, без поддержки Совета Федераций, без поддержки правительства и Кремлевской администрации он ничего бы не смог сделать с Колосковым. Тот конфликтовал и не с такими людьми, выходя победителем. Но на сей раз, защищая Ярцева, он уже впал в страшный процесс — о том, что в политическом плане Колосков серьезно рискует, "Правда.Ру" писала через неделю после португальского разгрома.

Решения Госдумы — в жизнь?

Так что же происходит в нашем спортивном королевстве? Если Колосков и вправду уходит, вот так, с подачи счастливого Фетисова, думается — началась революция. Ох, и страшное это дело!..

На парламентских слушаниях 21 октября депутаты Государственной Думы РФ рассмотрели вопрос "Об итогах участия российских спортсменов в Играх XXVIII Олимпиады 2004 года в г. Афины и подготовке к XX зимним Олимпийским играм 2006 года в г. Турине: правовые аспекты". Главное в этом нудном названии — последние два слова — правовые аспекты. Кто выступал, что говорил, каким признали выступление спортсменов — все это не суть важно. Главным было то, что признали — в рамках существующего правового поля за спорт никто не отвечает. Требуя изменить вертикаль взаимоотношений между государственными и общественными организациями (между строк следует читать — требуя изменить ныне существующую неподчиненность спортивных федераций никому, включая Тягачева, Фетисова и Путина, вместе взятых), Шамиль Тарпищев сказал:

- На данный момент Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму — контора по проведению соревнований, а Олимпийский комитет России — туристическое бюро.

Так и есть — спортивные федерации не подчиняются ни государственному органу, называйся он хоть федеральным агентством, хоть министерством, ни Олимпийскому комитету России. Самое смешное в том, что Тарпищев был не последним человеком, инициировавшим создание такой бодяги в 1992 году. Но с тех пор его точка зрения на сей счет претерпела серьезнейшие изменения, как и точка зрения, например, Валентина Балахничева, президента Всероссийской федерации легкой атлетики. А вот Колосков положение дел менять не хотел. Или не мог.

Такая позиция — уже неосмотрительность. К тому же и воспитанники Тарпищева, и воспитанники Балахничева (если хотите — подчиненные) выигрывают. А у Колоскова и подчиненных-то, кроме престарелого Никиты Симоняна нет. Да вот еще Ярцев — подчиненный. Но Дума принимает еще одно решение — рекомендовать президенту РФ восстановить самостоятельность федерального органа исполнительной власти в области физкультуры и спорта, а его руководство поручить Правительству РФ. Другими словами, вскоре Фетисов опять будет министром, а не "федеральным агентом".

Больше того, принимается еще одно решение — к марту 2005 года восстановить вертикаль власти в спорте (уж извините, не могу писать по-канцелярски) с тем, чтобы общественные организации были подотчетны государственным.

После этого 28 октября Вячеслав Фетисов... назначает сам себя первым вице-президентом Олимпийского комитета России. Такая должность вообще-то для главы спортивного государственного ведомства прописана в уставе ОКР. Но Тягачев так и не удосужился ее Фетисову предложить. Пришлось Вячеславу Александровичу про скромность забыть. Больше того, он сразу потребовал и отчета у руководителей спортивных федераций, проведя в Новогорске заседание Коллегии Федерального агентства.

Одновременно он провел консультации с Шамилем Тарпищевым и Виталием Смирновым на тему перестройки всего российского спорта. Оставалось последнее — громко заявить об итогах консультаций. Наилучший вариант — начать с самого сильного, да к тому же и явно нелюбимого большинством болельщиков.

Претенденты на пост?

В ноябре 2002 года, отвечая на вопросы корреспондента существовавшего тогда журнала "Спорт-клуб", Вячеслав Колосков сказал:

- У меня в декабре 2003 года истекает срок контракта, и я больше не буду выдвигать свою кандидатуру на должность президента РФС. Если бы контракт был на 2 года, я бы еще подумал, но на 5 лет у меня не хватит сил. Преемников не принято выдвигать. Но наверняка это будет кто-то из тех, кто рядом со мной работает — Алешин, Драганов, — сейчас они являются вице-президентами.

Итак, первые две кандидатуры известны — Владимир Алешин, директор Лужников, и Валерий Драганов, председатель Комитета Госдумы. Еще одна мощная кандидатура — Виталий Мутко, член Совета Федерации от Санкт-Петербурга.

Однако в ближайшие две недели таких кандидатов будет в два-три раза больше. Но есть вопрос куда более интересный. А выбирать их кто будет, те же люди, которые год назад голосовали за Колоскова? И вот на этот вопрос ответ найти гораздо труднее. Если, конечно, Колосков и вправду уходит...