Плавучий атом против «КОТа»

Помнится, в свое время "ПРАВДА.Ру" уделяла проекту строительства плавучих атомных тепло-электро-станций малой мощности (ПАТЭС ММ) в Северодвинске (Архангельская область) немало внимания. Например, на нашу публикацию "Держись, ребята, плавучий атом!" были и хвалебные отклики "с мест", и грозные окрики "сверху"... Общественность Северодвинска пару лет назад начала активно изучать проект ПАТЭС ММ и решила, что он полезен, и что от него только благо! Интересно только, что разрабатывают проект, проводят экспертизы (и получают за это немалые деньги!) организации Санкт-Петербурга. Что, в Северодвинске своих инженеров-проектировщиков нет?

Забытый "полк"

Как бы не так! В Северодвинске классных инженеров полно — целый полк. Грамотных, продвинутых, умеющих мыслить масштабно и перспективно. "ПРАВДА.Ру" уже как-то поднимала эту тему. Еще в 1997 году председатель постоянной депутатской комиссии муниципального совета Северодвинска по здравоохранению и экологии Наталья Савельева направила в министерство по атомной энергии РФ, РАО "ЕЭС России", в Госдуму, ряд "подводно-атомных" проектно-конструкторских бюро ("Рубин", "Лазурит", "Малахит") и многие другие организации обращение, касающееся резервного теплоснабжения северных городов, имеющих статус военно-морских баз. Речь идет об использовании в качестве источника пара главные энергетические установки (ГЭУ) атомных субмарин, которые в этих самых городах-базах, в том числе и в Северодвинске, не знают, куда и девать. Депутат Савельева приложила к своему обращению в Минатом технико-экономическое обоснование и предварительные расчеты по эксплуатации так называемого "Корабельного отопителя" (сокращенно "КОТ"), выполненные группой специалистов Севмашпредприятия, Севмашвтуза, Беломорской военно-морской базы, НИПТБ "Онега" и других организаций. Всего в инициативную группу нового проекта входило более 20 человек (костяк группы, кстати, не распался до сих пор!). Тогда знающие люди (а таковыми в Северодвинске можно считать заводчан ГРЦАС (Государственного Российского Центра Атомного Судостроения), имеющие дело со строительством и ремонтом АПЛ, посчитали данные разработки настоящей сенсацией. Да, по сути, так оно и есть. Вот описание изобретения с сайта Роспатента, которое наверняка интересно не только "узким" специалистам. Даже гуманитарий без труда разберется. Дальше поймете, для чего нужно это описание. Итак, цитата.

"СПОСОБ ДОЖИГАНИЯ ОСТАТКОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ДЛЯ ОБОГРЕВА ОБЪЕКТОВ ЧЕРЕЗ КОРАБЕЛЬНЫЙ БЛОК ОТОПИТЕЛЯ".

Изобретение относится к атомной энергетике, к теплотехнике и может быть использовано для обогрева военно-морских баз до 90000 человек и других объектов. Сущность изобретения: способ включает нагрев сетевой воды. Обогрев горячей водой от паропроизводящей установки (ППУ) корабля или атомной подводной лодки (АПЛ) производят с использованием энергии более полного дожигания ядерного топлива в стационарном режиме работы реактора в конце кампании активной зоны и перед утилизацией корабля или АПЛ. При этом обеспечивают режим постоянного превышения давления сетевой воды над давлением сдросселированного пара для отсутствия протечек в сетевую воду. Корабельный блок отопителя содержит дроссельные устройства, секции рекуперативного теплообменника, насос или насос с винтом регулируемого шага, дистанционно управляемую арматуру, комплект датчиков и сигнализаторов, систему автоматического регулирования. Дроссельные устройства и система автоматического регулирования с предохранительными клапанами установлены на входе пара в секции теплообменника. Они обеспечивают давление пара ниже давления сетевой воды. Технический результат: повышение эффективности использования ядерного топлива корабельной ППУ за счет дожигания его остатка в конце кампании активной зоны и перед утилизацией АПЛ или корабля для отопления военно-морских баз и аварийных поселков в стационарном режиме работы реактора". Напомню — это все середина 90-х, когда еще и "недоиспользованных" АПЛ у нас было навалом, и про ПАТЭС ММ было не слыхать!

Ответы на советы

Первый ответ пришел тогда Наталье Савельевой из Минатома. Замминистра Б.И. Нигматулин писал: "Предлагаю доработать материалы проекта создания опытного образца энергоисточника с использованием корабельного отопителя "КОТ" до уровня расширенного ТЭО для проведения квалифицированной технико-экономической экспертизы и принятия решения... Минатом готов оказать немедленную помощь в подборе консультантов и разработчиков". Столь активный "шаг навстречу" неизвестной в столице группе энтузиастов можно было объяснить, например, тем что по Указу президента РФ (Б.Н. Ельцина) Минатому должны быть переданы все АПЛ, подлежащие утилизации (сейчас они уже переданы). Если использовать энергетические возможности этих АПЛ, то и разоруженческие договоренности РФ-США практически не нарушаются: американцы требуют в первую очередь демонтажа ракетных шахт с АПЛ, а на наши "недоэксплуатированные" реакторы им, в общем, глубоко наплевать.

Вообще-то проектов использования "безоружных", то есть лишенных ракет АПЛ, существует великое множество. Большинство из них предполагает использование атомных субмарин в качестве мобильных электростанций . Но вот в чем дело: КПД таких "атомных передвижек" крайне низок, не больше трех-пяти процентов. Кстати, АПЛ в таком "электрическом" качестве уже использовали на практике очень давно военные моряки в Гаджиево и Видяево. Есть и проекты отдачи пара с АПЛ на берег. Но все они "замерзали" на уровне идеи, а в некоторых случаях на этапе эскизного проектирования. Северодвинский "КОТ" в замерзавшем тогда городе корабелов появился как нельзя кстати. Причем, по словам Натальи Савельевой, изначально Северодвинску было сделано предложение о строительстве подземной атомной тепловой станции малой мощности (ПАТЭС ММ). Эта станция частично решала бы проблемы тепло- и электроснабжения. Но Минатом дал однозначное заключение: по геологическим условиям строительство ПАТЭС ММ (подземных) в Северодвинске невозможно, слишком топкие у нас грунты. Но в перспективе было строительство других ПАТЭС ММ — плавучих . И тут появилась группа энтузиастов-заводчан с идеей "КОТа". Готовый замысел, разработки на уровне предварительного проектирования, грамотный бизнес-план. С полуслова понял задумку только северодвинский депутат Госдумы В.П. Лушин (ныне покойный — А.М.), бывший командир АПЛ. Именно он приложил огромные усилия, чтобы документы по проекту "КОТ" дошли до думских комитетов по обороне, энергетике, транспорту и связи, науке и наукоемким технологиям, а также были доведены до специалистов Минатома, агентства по судостроению, департамента оборонного комплекса аппарата правительства РФ и многих других ведомств. Мы также направили документы по "КОТу" в администрации портовых городов: Большой Камень в Приморье, Петропавловска-Камчатского, Гаджиево, Полярный и многих других, где хорошо знают возможности атомных подлодок...

Не "происки" ли?

По имеющейся информации, в Заполярье тогда не на шутку заинтересовались. И, наверное, удивились: почему до такой легкой идеи сами раньше не додумались? Ведь техническое решение просто до предела: от паропроизводящей части ГЭУ (атомные реакторы и парогенераторы) пар идет не на корабельную турбину для вращения винта, а через не очень сложный блок-переходник на берег для отопления заводов и жилых кварталов. Стоимость в 70-100 раз ниже, чем у других проектов атомного теплоснабжения. За один отопительный сезон всего один "КОТ" может сэкономить от 1500 до 3500 вагонов угля (применительно, скажем, к северодвинской ТЭЦ-1). По словам председателя общественного совета Северодвинска по атомной энергетике Михаила Котова (у него есть и четкие расчеты, сделанные специалистами Севмашвтуза), проект "КОТ" окупится уже за два-три месяца, а потом будет ежедневно давать прибыль (с каждой "задействованной" АПЛ) в один миллион рублей (или почти миллион долларов в месяц!). Кроме того, надежность корабельных атомных ГЭУ (все-таки для военного флота строились!) на порядок превышает надежность наземных АЭС. Степень радиационной и экологической защиты корабельных реакторов тоже чрезвычайно высока. Создатели советских боевых АПЛ вводили в конструкцию корабельных реакторов столь огромную так называемую "поправку на дурака", что даже если хочешь — не сломаешь... Около десятка российских АПЛ вполне можно было использовать за прошедшие годы для использования в качестве "КОТа". Но... Они уже "распилены на иголки" на деньги США! И вдруг, уже после "озвучивания" идеи "КОТа", возникает супер-дорогостоящая идея с ПАТЭС ММ. Никаких мыслей по этому поводу не возникает? У меня, например, возникли. Во-первых, о происках "супостата". Случайно ли была загублена на корню идея использования наших АПЛ в качестве отопителей для объектов на берегу. Случайно ли так активно стала "лоббироваться" идея строительства ПАТЭС ММ, которая стоит на два порядка больше? Не так давно этим делом заинтересовалась... ФСБ! Что-то в стране изменилось, и чекисты стали задумываться и о прошлом, и о будущем. Северодвинский инженер Михаил Котов написал тревожное письмо директору ФСБ Николаю Патрушеву (второй экземпляр направлен Владимиру Путину). Копия этого письма имеется в распоряжении "Независимого взгляда". Вот несколько цитат.

Письмо чекистам

"В атомной отрасли сложилась незаконная ситуация, требующая немедленного вмешательства Президента РФ. Хотя в прессе Министр А.Ю. Румянцев поддерживает как новое и высокоэффективное техническое решение по теплоснабжению до 90 тысяч человек в морских базах Севера и Дальнего Востока от действующего атомного судна по нашему Патенту № 2179341 РФ 2000 года (каждое судно зарабатывает свыше миллиона рублей в день, лучше сохраняется матчасть судна и срок службы увеличивается минимум в 1,5 раза), против авторов патента устроена травля с использованием больших денежных государственных средств. Функции Генерального проектировщика АТЭС ММ для Северодвинска давно и безуспешно выполняет ЗАО "Атомэнерго" (а не ГУП, нарушение ст. 37 ФЗ № 28 от 10.02.97). Деньги из госсредств на проект им выдают предоплатой без поэтапного отчета, уже более 261 млн. руб. Только полным незнанием темы можно объяснить продолжающееся второй год судебное противостояние ЗАО "Атомэнерго" с имеющими ресурс в одну собственную инженерскую зарплату авторами. В коммерческих интересах ЗАО "Атомэнерго" продолжает расходование на проект АТЭС ММ госсредств и противодействие проектированию по Патенту № 2179341 РФ стоимостью всего 8,8 млн. руб... С точки зрения коммерции продать государству в 30 раз дороже проект с равными потребительскими свойствами выгодно, и поэтому ЗАО "Атомэнерго" игнорирует права авторов патента "КОТ". Россия может утратить приоритет по важнейшему энергетическому направлению. В условиях рынка такое влияние успешнее военных действий".

По словам автора письма — председателя общественного совета Северодвинска по атомной энергетике, бывшего инженера Севмаша Михаила Котова, оказывается, что простые северодвинские инженеры уже несколько лет ЗА СВОЙ СЧЕТ судятся с могучим атомным ведомством, чтобы доказать все вышеизложенное в письме в ФСБ и президенту. Когда я просил у Михаила Котова: "А почему же сразу-то в ФСБ не обратились? Дуло-то государственное!", он, смутившись, ответил: "Да просто думали, что ПРАВДА есть..."

Все только начинается!

Несколько недель назад в Москве прошло заседание Российской палаты по патентным спорам, посвященное рассмотрению обращения ЗАО "Атомэнерго" (Санкт-Петербург), которое требует прекратить действие патента на изобретение группы северодвинских инженеров. И что вы думаете — было официально признано, что проект северодвинцев приоритетен! Северодвинцы рассматривают обращение ЗАО "Атомэнерго" лишь как попытку дискредитировать их изобретение в глазах общественности. Де факто "Атомэнерго" обратилось в палату по патентным спорам РФ лишь после того, как сами изобретатели обратились с жалобой на действия этого питерского ЗАО к Президенту и руководителю ФСБ. Кроме того, Михаил Котов на днях обратился в прокуратуру Северодвинска с заявлением о нарушении авторских прав группы изобретателей как раз со стороны "Атомэнерго". По его мнению, претензии "Атомэнерго" в отношении группы северодвинских инженеров связаны лишь с желанием ЗАО защитить, так сказать, "честь мундира"... Чем закончится — поглядим. Вопрос стоит так: зачем предприятию "Малая энергетика" через "Росэнергоатом" и "Атомэнерго" понадобилось изобретать саму идею строительства ПАТЭС ММ (стоимость проекта — сотни миллионов), когда давным-давно северодвинские изобретатели предложили запатентованный проект использования атомных подлодок (стоимость реализации проекта — на два порядка ниже)? АПЛ, которые можно было использовать в гражданских целях, у нас видимо-невидимо. Точнее, было видимо-невидимо. В последние годы их распилили на деньги Запада. Теперь на строительство ПАТЭС ММ действительно нужны гигантские суммы... Как, впрочем, даже на проведение экологической экспертизы. Почему госэкоэкспертизу ПАТЭС ММ проводят в Москве, хотя это источник потенциальной опасности РЕГИОНАЛЬНОГО масштаба? Ведь, судя по некоторых положениям российского законодательства, такую экспертизу могут проводить РЕГИОНАЛЬНЫЕ органы госэкоконтроля (с участием эко-общественности). И немалые средства вполне бы могли получить наши, местные экологи, а не москвичи! Опыт показывает, кстати, что квалификация наших экспертов-экологов зачастую бывает выше, чем у московских... Конечно, в этой публикации скорее поставлены вопросы, чем даны ответы. Так что, думаю, продолжение еще последует.

На снимках: так выглядит в проекте ПАТЭС ММ