Экстрадиция Невзлина: "Потемки преобладают над ясностью"…

"Потемки преобладают над ясностью"… К такому мнению об официальном Израиле теперь пришла общественность Земли обетованной.

14 декабря израильские правозащитники удостоверились, что российская Генпрокуратура не играет с ними в кошки-мышки. Они получили официальный ответ на свой запрос, где были официально подтверждены просьбы об экстрадиции Леонида Невзлина, направленные 7 и 25 апреля, а также 8 июля 2005 года.

Читайте подробнее по теме здесь...

Тем самым прозвучал ответ на один из самых острых и туманных вопросов сегодняшнего дня, вызывающий недоумение у израильской общественности. В последнее время в стране уже стали сомневаться в том, были ли в действительности запросы из России на экстрадицию обвиняемого в криминале олигарха. От этого напрямую зависит общественная оценка действий властей, намеренно тормозящих экстрадицию криминального олигарха.

Напомним, что израильский народ, на который и так обрушилось немало гражданских испытаний, теперь вынужден спасаться еще от одной кошмарной напасти – тотальной коррупции. Этот спрут начал опутывать высшие эшелоны власти с подачи россиян, отягощенных криминальным опытом в сочетании с безудержными властными амбициями.

Последней каплей, переполнившей чащу терпения израильтян, стал российский олигарх Невзлин. Умудрившись сомнительным образом приобрести выгодное гражданство, он начал активно встраиваться в элитную политическую жизнь Земли обетованной. В «джентльменский набор» Леонида Борисовича вошли все традиционные атрибуты его географической родины периода «малиновых пиджаков и распальцовок» - почетное членство в различных структурах, друзья-партнеры в правительстве и парламенте, имиджевые поездки в США…

Этим летом стало совершенно очевидно, что господин Невзлин пытается с помощью огромных денег сконцентрировать в своих руках «контрольный пакет» рычагов и рычажков израильской власти, действуя через общественные и научные организации. Возможно, народ не увидел бы в этом вселенской опасности и расценил бы ситуацию просто как стремление сверхбогача реализовать свои политические и вытекающие их них экономические желания. Однако тотальные нелады Невзлина с российским законодательством и, более того, с основными религиозными заповедями высветили совершенно иную картину дел.

Дело в том, что беглый олигарх обвиняется российской генпрокуратурой не только в массовых экономических преступлениях и мошенничестве, но и в грязной уголовщине – в организации заказных убийств и покушений на убийства неугодных ему людей. В связи с этим его «игры» на Земле обетованной вызвали бурный протест израильтян. И уже в августе группа израильских правозащитников потребовала от высших чинов страны экстрадиции Невзлина в Россию.

«Я не могу быть спокойна за будущее моей страны, если подозреваемый в серийном заказе убийств Невзлин продолжает ходить на свободе и влиять на нашу и без того зараженную коррупцией политическую систему», - это заявление известной правозащитницы доктора Иланы Каплан заставило израильтян занять активную позицию в противодействии криминализации своего государства.

Ее именитые коллеги по правозащитной деятельности созвали в Тель-Авиве конференцию, на которой официально подтвердили намерения противостоять «криминализации и нравственной порче израильского общества». В выступлениях красной нитью проходил призыв к властям «не превращать Израиль в убежище для главарей международной оргпреступности, пытающихся избежать правосудия у себя на родине», и ускорить экстрадицию Леонида Невзлина в Россию. В этом контексте дело ЮКОСовского олигарха было названо «пробным камнем».

Настойчивость и гражданская позиция правозащитников не дали ситуации растаять в словах и заявлениях. Активисты сдержали свое обещание в случае необходимости довести дело до самой высшей инстанции израильской Фемиды. По законам страны, перед подачей заявления в Высший Суд Справедливости необходимо обратиться к Юридическому Советнику Правительства, соответствующего по статусу российскому генпрокурору.

9 октября один из ведущих адвокатов Израиля Йорам Мушкат, представляющий интересы правозащитников, такой запрос направил. И с этого момента история стала отсчитывать положенные 30 дней, после которых уже можно обращаться в высшую судебную инстанцию страны. Разумеется, если высокопоставленный чиновник не решил проблему или вовсе «по-бюрократически» отмолчался.

7 ноября на запрос был получен ответ за подписью Гиля Левартова, заведующего отделом международных связей израильской генпрокуратуры. Послание удивило и несколько обескуражило правозащитников.

Чиновник сообщил, что дела о выдаче преступников засекречены «до момента ареста экстрадируемого или до момента обращения в Окружной Суд с просьбой о признании данного человека подлежащим экстрадиции». По этой причине господин Левартов отказался высказывать какую-либо позицию по поставленному вопросу и подтвердить «было ли на самом деле» обращение Генпрокуратуры России к израильским коллегам.

Как ни странно, но Фемиде географической родины Невзлина было уделено особое внимание. Чиновник, очевидно, долго мудрствуя над необходимой туманностью своего текста, отметил, что заявитель не указал «на какие-либо претензии со стороны Прокуратуры России».

Далее уполномоченный клерк наваял небольшой трактат, тянущий на ликбез по израильскому законодательствув области выдачи преступников другим странам. К сути вопроса он не имел практически никакого отношения, так как только пересказывал установленные правовые нормы и давал общую информацию по сотрудничеству с Россией в данной области с 1999 года – именно тогда она присоединилась к Конвенции по экстрадиции Совета Европы.

В завершение опуса господин Левартов сообщил правозащитникам: «Израиль сотрудничает с другими странами, включая Россию, по борьбе с преступностью. Израиль находится в постоянном контакте с правоохранительными структурами России по вопросам экстрадиции, и между нашими странами существует постоянное сотрудничество».

Из этого официального ответа с явно двусмысленным содержанием вполне складывалось впечатление, что никаких запросов Генпрокуратура России в Израиль и не посылала. Это сразу же отметила израильская общественность, а один из руководителей группы правозащитников доктор Юлий Нудельман даже предположил, что российские правоохранительные органы ведут двойную игру.

Однако хранители интересов земли обетованной не стали доверять явно двусмысленному ответу господина Левартова. Они пошли по прямому законному пути – обратились в Генпрокуратуру России и получили подтверждение, что по данному вопросу заинтересованная сторона трижды обращалась в Израиль и «до настоящего времени сведения о результатах рассмотрения израильской стороной запросов о выдаче Невзлина Л.Б. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не поступали».

Детально разобравшись в ситуации, адвокат Йорам Мушкат направил еще одно письмо израильской Фемиде. В нем он сообщил, что причиной повторного обращения стало двусмысленное содержание официального ответа, «в котором потемки преобладают над ясностью». Также заявитель особо подчеркнул, что «граждане Израиля имеют право получить толковые ответы от прокуратуры Израиля».

Теперь Гилю Левартову предстоит отвечать на явно «неудобные вопросы» и объяснять причину своих «ошибок», принципиально значимых для этого дела. В частности, Генпрокуратура России в своем ответе указала на неверное изложение фактов израильскими коллегами: по версии Левартова, Россия отказывается экстрадировать преступников в Израиль, тогда как в этом году именно такой персоной стал нелегально проживающий в Москве Шоту Шамелашвили – гражданин земли обетованной, занимающийся работорговлей (он продал за рубеж более 100 российских женщин для занятий проституцией).

Таким образом, уже более 8 месяцев израильские чиновники тянут с выдачей Невзлина российским правоохранительным органам, несмотря на то, что Интерпол без всяких проволочек объявил олигарха в международный розыск.

В повторном обращении к Юридическому Советнику Правительства, которое, как и предыдущее, будет непременно «спущено» в отдел международных связей, Йорам Мушкат подчеркнул, что «речь идет о деле особой важности с общественной точки зрения». Адвокат особо отметил, что дело касается человека, «подозреваемого в соучастии в совершении тяжелейших преступлений и преуспевшего в обретении статуса «филантропа» и любимца политиков Израиле, игнорирующем требование об его экстрадиции!»

Лирикой заявитель не ограничился и поставил перед израильским правосудием четкие и обоснованные вопросы.

Таким образом, дело Невзлина принимает новый оборот. Если исходить из прецедентов последних лет, то можно с высокой долей уверенности предположить, что Высший Суд Справедливости распорядится выдать России требуемого олигарха. По аналогии с Зеэвой Розенштейном и десятками других преступников, представшими перед правоохранительными органами пострадавших от них государств.

Авикдор Эскин, Ярослава Крестовская

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить