Наши в Гималаях: Лучше гор могут быть только горы

Хоть Мера укрыта такими большими снегами...
Как мы уже сообщали, недавно "боевая дружина" йошкар-олинских альпинистов вернулась из экзотического королевства Непал, раскинувшегося в самом сердце Гималаев. На счету наших скалолазов немало восхождений, но побывать почти у самого подножия легендарного Эвереста... Такое приключение им довелось пережить впервые!

Символично, что идея пришла в голову Андрею Лаптеву, руководителю фирмы с более чем подходящим для покорителей гор названием "Эльбрус". Еще одно совпадение: вояж в Гималаи планировался раньше, но условия сложились именно сейчас, в год 15-летнего юбилея фирмы! Андрей был единодушно признан лидером группы. Компанию ему составили коллега Игорь Нечаев, сотрудники МЧС Вадим Турлов и Игорь Удалов, а также Газинур Сахабутдинов, директор ВБЦ "Комэкс". Все — люди испытанные, так что, возможно, и был соблазн замахнуться на вершину покруче. Однако, трезво все взвесив, Лаптев выбрал не самый известный пик Мера. Хотя и не самый маленький — как-никак 6476 метров над уровнем моря!

В Москве ребят ждала радостная встреча: к ним присоединился специально прилетевший из Алма-Аты Алексей Марьяшев, замечательный тренер, наставник многих наших альпинистов. А теперь приготовьтесь восторженно ахнуть: Марьяшеву... 70 лет! Это ж какую надо иметь силу духа и закалку, чтобы до сих пор штурмовать горы с молодыми наравне!

Полет в Катманду, столицу Непала, прошел обыденно. А вот дальше началась романтика — та самая, ради которой люди срываются с насиженного места и лезут чуть ли не к черту в зубы.

- Наиболее острые ощущения я пережил, когда мы добирались до маленького селеньица Лукла, — вспоминает Газинур Сахабутдинов. — Там находится самый высокогорный в мире аэродром, который часто называют "воротами к Эвересту". Мы вылетели туда из Катманду на небольшом 14-местном самолете типа нашего "кукурузника". Столица королевства расположена посреди уютной равнины, поэтому сначала не испытываешь никакого беспокойства и не думаешь, что уже пошел отсчет твоим приключениям. Однако буквально через несколько минут со всех сторон возникают горы. Справа и слева громоздятся остроконечные пики, но особенно захватывает дух, когда посмотришь вниз. Каменные громады все ближе и ближе... Наконец замечаешь под брюхом самолета почти игрушечный аэродром с крохотной взлетно-посадочной полосой, и просто не укладывается в голове, как на нее можно приземлиться...

Однако все закончилось благополучно. Вновь обретя почву под ногами, йошкаролинцы наняли проводников. В их роли традиционно выступают местные жители — шерпы. Это маленький, но очень отважный народ: вспомним, что одним из двух людей, впервые поднявшихся на Эверест, был шерп Норгей Тенсинг!

Надо сказать, некоторые йошкаролинцы привезли с собой жен и детей, захотевших повидать мир. Их, конечно, опасностям подвергать не стали, а потому отправили на экскурсию по исхоженной туристами тропе, с которой можно полюбоваться Эверестом. Сами же альпинисты взяли курс на Меру. Вот уж тут дилетантам делать было нечего: только путь к подножию пика занял ни много ни мало шесть дней! И не налегке, а с полной выкладкой, да еще в условиях высокогорья, где даже заурядный насморк может обернуться в пневмонией. Не всякий организм выдержит пониженное давление и разреженный воздух! Правда, обошлось без кислородных масок, а вот на высоте около восьми километров от них бы зависела жизнь.

Целый день заняла установка высотного лагеря, а следующим утром начался штурм. Пик оказался полностью покрытым снегом, который за много тысяч лет слежался в плотную массу — так называемый фирн, или зернистый лед. Особую опасность представляли бездонные расщелины. Ухнешь в такую — и застрянешь между небом и землей. Да не на часы, не на сутки, а на века! К счастью, в большинстве случаев трещины были отчетливо видны и не опасны. И все-таки дважды альпинистам пришлось подстраховаться с помощью веревочных перил. (Забегая вперед, скажем, что на обратном пути Газинур все же угодил в небольшую расщелину, но, слава Богу, выбрался самостоятельно).

Вот и вершина! Наши герои пробыли на ней больше часа, не забыв сфотографироваться с заботливо припасенными в рюкзаках флагами (включая символы Марий Эл и МЧС). Ну и, конечно, вдоволь насладились величественной панорамой Эвереста, окруженного другими гигантами-восьмитысячниками — Лхоцзе, Чо-Ойю, Маккалу и Канченджангой. Кстати, у Эвереста оказалась особая примета: над ним постоянно развевалось длинное белое "знамя". Вероятно, оно состояло из снега, который срывало ветром с макушки высочайшей на планете горы (8850 метров). А вот настоящих флагов (как и других следов своих предшественников) йошкаролинцы на Мере не нашли. Видимо, постарался тот же ветер, сдувающий с вершины все искусственное...

"Лучше гор могут быть только горы", — пел когда-то Владимир Высоцкий. Его мнение полностью разделяет и Сахабутдинов. На вопрос, нет ли желания еще раз побывать в Гималаях, он ответил:

- Да, очень хочется вернуться и покорить еще один пик — Ама-Даблам. Он находится на пути к Эвересту, "ростом" чуть пониже Меры, но гораздо красивее.

Будем надеяться, что мечта Газинура сбудется. Кстати, совсем недавно в Непале состоялась церемония, на которую съехались со всего мира 400 покорителей Эвереста. Присоединятся ли когда-нибудь к ним и марийские альпинисты?

Владимир МАРЫШЕВ, "Марийская правда"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить