Путь в никуда

В Польше завершился первый тур президентских выборов. Однако для России не столь принципиально, кто станет новым главой государства – Лех Качиньский или Дональд Туск. Каждый из них в ходе предвыборной кампании отметился резкими антироссийскими высказываниями с постоянными углублениями в историю двусторонних отношений.

Ещё больше говорили о российско-польских отношениях в околовластных кругах и в СМИ. В стране проходили многочисленные научные конференции, название которых говорят сами за себя: «Россия – главный виновник разделов Польши в конце 18 века», «Подавление польского освободительного движения в 19 века», «Советско-польская война 1939 года», «Советская оккупация в 1945 – 1989 гг.» и т.п. Их материалы на все лады тиражировали ведущие польские газеты, а польские историки, винившие во всех бедах страны Россию, не сходили с их полос. Вершиной всего этого стало то, что «положение Польши в годы нацистской оккупации было лучшим, нежели в годы существования Польской народной республики (ПНР) в 1945-1989». Добавим, что нынешние польские учебники истории вообще не называют ПНР независимым государством.

Попытавшись взять комментарий у ведущих отечественных полонистов, неизменно можно услышать примерно следующее: «Ну сколько можно?! История российско-польских отношений не исчерпывается войнами и конфликтами. Было и много хорошего». Впрочем, они тут же добавляли, что превращение России в пугало прекратиться в Польше очень нескоро – в этом заинтересованы как правые, так и левые политики. Да и многие польские СМИ готовы им помочь.

Так, профессор Варшавского университета, специалист по истории СССР Павел Вечоркевич утверждает в газете «Жечпосполита» следующее. «Если бы выступили во Второй мировой войне на стороне Гитлера, наша зависимость от Германии была бы значительно меньшей, чем та зависимость от СССР, в которую мы попали после войны. Мы могли бы найти место на стороне Рейха почти такое же, как Италия и, наверняка, лучшее, нежели Венгрия или Румыния. В итоге мы были бы в Москве, где Гитлер вместе с Рыдз-Смиглы (польский главнокомандующий – ред.) приняли бы парад победоносных польско-германских войск. Грустную ассоциацию, конечно, вызывает Холокост. Однако можно прийти к выводу, что быстрая победа Германии могла бы означать, что его вообще бы не случилось. Поскольку Холокост был в значительной степени следствием германских военных поражений».

В связи со всем этим хотелось бы напомнить, что в начале 1934 года Польша заключила с Гитлером договор о ненападении, и долго зондировала почву по вопросу того, а не примкнуть бы к оси Берлин-Рим. А в апреле 1939 года Гитлер сам разорвал договор о ненападении, сделав ставку на уничтожение польского государства (благо, Чехословакия тогда уже перестала существовать). И это было ещё до всякого пакта Молотова-Риббентропа, заключённого только четыре месяца спустя. Тогда Советский Союз предлагал Польше заключить военный союз против Германии, но поляки его отвергли. Часть документов на эту тему рассекречена и даже опубликована. Поляки являются довольно частыми гостями в московских и петербургских архивах, так что могут в этом убедиться своими глазами.

А теперь перейдем собственно к годам нацистской оккупации. Территория Польши была разделена на две части – северные и западные районы страны были непосредственно включены в состав Рейха, тогда как на оставшейся территории в районе Кракова было создано генерал-губернаторство. В землях, включённых в состав Германии, полякам запрещалось говорить на своем языке – им предстояло или онемечиться, или стать депортированными, или погибнуть в концлагерях. Они же славяне – «неполноценные» с точки зрения расовой теории фюрера. В генерал-губернаторстве «послабление» было больше: там разрешалось иметь польские начальные школы – «чтобы варвары могли прочитать вывески, больше не надо». Польские вузы находились в глубоком подполье, за обучение или преподавание в них полагался расстрел. За малейшее сопротивление – тоже.

Было ли подобное в социалистической Польше? Правил ли ПНР советский генерал-губернатор? Какой был официальный язык в 1945-1989 гг. - русский? Заселяли ли Польшу русские колонисты? Во всех случаях ответ отрицательный. И все ли ресурсы из Польши так же шли в СССР, как в нацистскую Германию? И разве не покупал Советский Союз польский уголь по завышенным ценам, только чтобы поддержать своего союзника? И получала ли социалистическая Польша нефть и газ из СССР по мировым ценам? Ответы снова лежат на поверхности.

Конечно, не всё было гладко. Была Катынь, но разве не было лагерей для красноармейцев в 1920 году? Была потеря Западной Украины и Западной Белоруссии – но этнические поляки находились здесь в явном меньшинстве, а украинцы и белорусы вели с польским правительством борьбу за отделение (например, бандеровцы). Было давление на руководство ПНР, ярчайший пример тому – введение военного положения из-за кризиса с «Солидарностью» в 1981 году. Была коллективизация, но уже во второй половине 1950-х гг. руководство Польши от неё отказалось, и СССР не отреагировал на это никак. В целом стоит отметить, что польская экономика развивалась экстенсивно – но до войны её промышленность вообще была едва ли конкурентоспособна. Никто и никогда в годы социализма не требовал от поляков прекратить быть поляками. Немаловажно, что это в своих выступлениях подчеркивал и почивший Папа Римский Иоанн Павел Второй.

Вернёмся в середину 1940-х гг. Стоит напомнить, что в боях за освобождение Польши от нацистов погибли более 600 тысяч советских воинов. Польша обрела свою нынешнюю западную границу только благодаря настойчивой позиции СССР, которая явочным порядком передала районы Гданьска, Познани и Вроцлава из советской зоны оккупации Германии под власть польского правительства. ФРГ признала линию Одер-Нейсе в качестве своей восточной границе только в 1970 году, и тоже во многом благодаря твёрдости Советского Союза. А когда в самом СССР в 1946-1947 гг. вспыхнул голод, эшелоны с продовольствием шли в Польшу – только для того, чтобы новоприобретённый союзник не оказался в столь же трудном положении. Так что с российской стороны вполне можно сказать, что ПНР была для нас обузой.

История российско-польских отношений насчитывает тысячу лет. Было вмешательство польского короля в борьбу русских князей. Был захват Польшей территории Западной Руси (Украины и Белоруссии) с попыткой их насильственного окатоличивания. Была советско-польская война 1920 году, которую своим походом на Киев начал маршал Пилсудский, а не Советская Россия, как утверждал главный редактор издания «Впрост» Марек Круль в беседе с читателями сайта «Иносми.ру». И современной Польше можно многое припомнить. Но углубление в историю для предъявления бесконечных претензий к соседу  – это путь в никуда. Франция и Германия это давно уже поняли.

Вадим Трухачев

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *