Особенности национального захвата

Тема рейдерства не сходит со страниц федеральных газет на протяжении последних нескольких недель. Как только не называли этих «новых русских экспроприаторов» журналисты, освещавшие эту тематику. И это не удивительно. Проблемой заинтересовался сам президент России В.Путин, который, выступая на ежегодной коллегии Генеральной прокуратуры, потребовал от прокурорских работников более внимательно подходить к вопросу недружественных корпоративных захватов, которые «серьезно дестабилизируют российский бизнес и инвестиционный климат». И чиновники засуетились.

Практически сразу же журналисты начали анализировать список, опубликованный русским «Форбс», в поисках тех, на кого так прозрачно намекнул президент. И нашли. Их оказалось не так много. Среди прочих - герой последней недели, депутат Государственный Думы Сулейман Керимов, по совместительству владелец компании «Нафта Москва». И начался новый виток обсуждения, казалось, давно замятого скандала, связанного с захватом СПК «Развитие» (СПК принадлежали компании «Моспромстойматериалы», «Главмосстрой», «Мосмонтажспецстрой») в июле 2005 года. Как напоминает газета "Труд", за тогдашней рейдерской «операцией по смене собственника» мог стоять Каримов.

Сразу после завершения захвата бывший генеральный директор компании В.Кузнецов, комментируя события газете «Коммерсантъ» (08.08.2005), сообщил, что у основных акционеров СПК был похищен контрольный пакет акций «путем мошенничества и подлога». Компанию, по его словам, захватили структуры, действующие в интересах депутата Госдумы С.Керимова. Тогда же президент «Главмосстроя» Г.Улановский выразил предположение, что захватчики могут покуситься и на возглавляемую им компанию.

Так и произошло. После вторичной перепродажи компании, «Главмосстрой» практически выпал из локомотива реализации национального проекта «Доступное жилье»: он сократил в Москве строительство социального жилья (по имеющимся данным, сейчас в разработке у компании находятся не более 15 адресов). И, по сообщению журнала «Компания» (14.11.2005), "Главмосстрой" переориентировался на строительство города для миллионеров на Рублево-Архангельском шоссе.

Пока проблемой не заинтересовался президент, СМИ на протяжении полугода тактично обходили вниманием ситуацию вокруг СПК «Развитие» и «Главмосстроя». Однако сразу после заявления о необходимости навести порядок участники конфликта решили заранее подумать о последствиях. Тот же бывший директор СПК «Развитие» В.Кузнецов, ранее говоривший о незаконных действиях в отношении компании, дал развернутое интервью «Российской газете» (30.01.2006), в котором фактически отказался от своих слов.

«Да, зная о том, что Керимов проявляет интерес к структурам строительного комплекса, и, в частности, к тем, которыми владела СПК «Развитие», его пытались обвинить в причастности к событиям в Гранатном переулке. Но это - домыслы, не подтвержденные не только фактами, но и здравым смыслом…

Да, мы вели сложные, длительные переговоры, но между деловыми переговорами и варварским нападением нет ничего общего. В конечном итоге с компаниями, подконтрольными «Нафта Москва», были подписаны соглашения, и в августе 2005 года они стали владельцами контрольных пакетов акций СПК «Развитие», «Главмосстрой», «Моспромстройматериалы», «Мосмонтажспецстрой», - сказал Кузнецов. В чьих тогда интересах производился захват и почему правоохранительные органы завели дело лишь по статье «самоуправство»? Или, предвидя возможные осложнения, бизнесмен решил прозорливо подстраховаться.

Удивительно, но по факту публикаций, рассматривавших этот конфликт летом прошлого года, Керимовым и его помощниками не предпринималось никаких действий. В то же время на прошедшей неделе в СМИ, по требованию представителей Керимова, были опубликованы 3 опровержения, касающихся его причастности к захвату СПК, а против редакции газеты «Новые известия», по информации Pravda.ru, даже подан иск в суд.

По мнению депутата Государственной Думы Николая Павлова, рейдерская деятельность невозможна без активного пособничества заинтересованных чиновников и функционеров из силовых структур («Известия», 2.03.2006). И, конечно, осуществить подобное невозможно без использования административного ресурса. Можно предположить, что именно связи Керимова, не без помощи и не без учета интереса которых, производился захват СПК, позволили ему в  столь короткий срок надавить на такие уважаемые издания, как «Комсомольская права», «Российская газета» и «Новые известия».

Такая агрессивная реакция выглядит особенно странно на фоне резкогозаявления министра экономического развития Г.Грефа о том, что «гринмейлеры, которые стали миллиардерами на незаконном отъеме собственности, должны находиться в местах не столь отдаленных, а не возглавлять список «Форбс». Ведь факты остаются фактами.

Или, имея депутатскую неприкосновенность и ощущая себя частью государства после приобретения 4,5% акций национальной компании «Газпром» (больше только у структур E. On Ruhrgas - 6,43%) и 6% акций Сбербанка РФ (самый крупный частный акционер), осуществленного, кстати, на кредиты самого Сбербанка РФ, очевидно, не без помощи административного ресурса (о чем писал «Форбс» в январе 2006), он считает себя своего рода «неприкасаемым»? Однако последние три года и дело «ЮКОСа» наглядно продемонстрировали, что неприкасаемых в России нет. Тем более когда речь заходит о престиже государства и его имидже за рубежом.

Ряд западных экспертов уже сейчас говорят о том, что западный бизнес не готов к решению проблем по-русски, и предрекают установление барьеров для выхода российских компаний на западные рынки. Очевидно, что все события, происходящие в России, западный бизнес и, что более важно, западные правительства оценивают с точки зрения собственных стандартов, в которые силовые захваты не вписываются.

Как следствие, высшее руководство страны сталкивается с огромным количеством трудностей, отстаивая интересы России в "большой восьмерке", обсуждая условия вступления России в ВТО и международное экономическое сотрудничество в несырьевом секторе. Впрочем, не исключено, что скоро даже в вопросах, касающихся поставок сырья, например газа, западные государства могут начать поиск новых партнеров. Ведь среди совладельцев национальной компании «Газпром», контролируемой государством, - знаменитый рейдер Керимов, что, естественно, резко увеличивает количество рисков.

Андрей Васильев

Обсудить