К расходам россиян применят методы спецслужб

КФМ возобновляет контроль над потреблением граждан
Еще и года не прошло с тех пор, как президент России Владимир Путин отменил налоговый контроль за расходами граждан . Случилось это "счастье" 7 июля 2003 года. Отмену контроля тогда объяснили низкой эффективностью и "смехотворной" собираемостью. Однако прошли выборы, изменился политический ландшафт страны, и власть вновь вернулась к идее тотального контроля над кошельками своих граждан.

Комитет по финансовому мониторингу (в просторечии называемый финансовой разведкой) в сотрудничестве с депутатами Госдумы разработал соответствующий законопроект. А 2 июня председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник внес этот законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента. Естественно, на этот раз надзор за крупными сделками вводится под предлогом борьбы с отмыванием преступных денег и финансированием терроризма .

Первая попытка государства определить объем финансовых потоков, циркулирующих в России из кармана в карман, успехом не увенчалась. Достичь каких-то выдающихся успехов на ниве контроля за расходами россиян налоговым органам действительно не удалось. По итогам 2002 года инспекции обработали 4,747 млн. извещений о крупных покупках, в результате чего бюджет получил от граждан 476600 рублей. В среднем — по 10 копеек с каждого извещения. Эти средства даже не окупили затраченного на их поиск труда налоговых чиновников. В итоге вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин объявил, что "контроль себя не оправдал", и на заседании 10 апреля правительство решило вовсе от него отказаться, вычеркнув из Налогового Кодекса статьи 86.1, 86.2 и 86.3, в которых механизм контроля был прописан.

Однако все проблемы, связанные с теневым финансовым оборотом в стране так и остались. Финансовые аналитики уже даже не приподымают брови, когда по итогам очередного года выясняется, что официально задекларированная и подсчитанная сумма зарплат и доходов в России оказывается в разы меньше той, что россияне умудряются тратить на потребление. А это значит, что государство недосчитывается весьма солидных сумм налоговых поступлений. К тому же это значит, что правительство и парламент опираются на недостоверную официальную государственную статистику , и не в состоянии реально планировать ни бюджет, ни социальные расходы. Сколько же на самом деле денег на руках у населения не знает никто.

Смириться с таким положением дел власть не может. А как взять эти астрономические суммы под контроль — не знает. Но поскольку время на подготовку у чиновников было предостаточно, да и занимались вопросом профессионалы, то, надо полагать, вторая попытка залезть в карман к народу у власти получится более успешной.

Новый законопроект предполагает контроль над сделками с недвижимостью на сумму свыше 3 миллионов рублей, получением беспроцентных кредитов на сумму свыше 600 000 рублей, покупку ценных бумаг за наличные и сделки с валютой на ту же сумму. Причем список организаций, которые должны выдавать органам информацию об этих операциях значительно расширяется. Если раньше отчитываться о деньгах клиентов были обязаны только банки. То теперь к ним добавятся страховые, трастовые и лизинговые компании, адвокатские бюро, частнопрактикующие адвокаты и организации, оказывающие населению весь спектр юридических услуг, включая и нотариусов, заверяющих частные договоренности. В их компании теперь окажутся риэлторские фирмы, продавцы драгоценных камней и драгметаллов, частные бухгалтеры и, конечно же, казино и игровые центры. На сегодняшний день являющиеся прекрасно отлаженной системой, где российский теневой делец и коррумпированный чиновник сегодня может совершенно легально и абсолютно безнаказанно стать обладателем крупных денежных сумм. И поскольку, доказать, что крупныйвыигрыш является закамуфлированной взяткой, нашим правоохранителям явно не под силу, государство надеется, хоть получить с этих денег свою долю в виде налогов.

Поправки в закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем", предложенные Госдуме Резником, предполагают, что поставлять сведения о сделках все эти организации обязаны "при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции... осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".

Разглашать факт передачи информации в уполномоченный орган закон категорически запрещает. Хотя трудно поверить, что даже и этих условиях банк рискнет крупным частным клиентом, которые принес свои "миллионы" лишь на условиях "дружеской" конфиденциальности . Практика показывает, если не срабатывают многочисленные уловки, то сам банк за скромные комиссионные помогает клиенту переправить его сомнительные средства в более безопасное место. И уж первым делом топ-менеджмент банка сообщает VIP-клиенту, что его счетами заинтересовались органы.

Конечно, судя по незавидной судьбе "Содбизнесбанка" , силовики явно переходят от уговоров к жесткому нажиму. Но показательно то, что до сих пор неизвестно, кто же все-таки был его владельцем, и — самое главное — что за VIP-клиенты легализовали в нем свои "миллионы" . Судя по тому, как происходят события, это были весьма могущественные и высокопоставленные клиенты.

Между тем, эксперты отмечают, что предлагаемые сегодня поправки в законодательство практически ничем не отличаются от "контроля закрупными расходами граждан", отмененными Путиным прошлым летом. Однако по сравнению с теми формулировками, нынешние формулировки носят еще более размытый и неконкретный характер, что, несомненно, весьма удобно для использования в недобросовестной конкурентной борьбе.

И последнее, если поправки вступят в силу, то КФМ будет некогда заниматься своими прямыми функциями. Поскольку наш народ очень любит "стукнуть куда надо" на коллегу, начальника и даже на соседа, то финансовая разведка окажется погребенной под "Монбланом" доносов, в которых даже при самом тщательном рассмотрении невозможно будет обнаружить ни грана истины. А в это время настоящие непубличные российские "Ротшильды" теневой экономики и политической коррупции, как и прежде, будут преспокойно укрывать свои неправедные богатства от всякого контроля .

А самое забавное, что при всей ужасающей реальности российской нищеты, "левыми" доходами в России обладает практически все население, пожалуй, только за исключением грудных младенцев, которые еще не умеют заниматься проституцией, продавать наркотики, попрошайничать, воровать или мыть стекла проезжающим авто. Но, хочется думать, что властители России не заблуждаются насчет того, что на объявленный ими прожиточный минимум (или официальную зарплату бюджетника) может прожить живое существо крупнее, чем кошка.

Даже алкоголик дядя Вася, помогший разгрузить в магазине ящики с пивом (магазин экономит на грузчиках) и получивший за это свои "кровные" 50 рэ, в принципе, тоже нарушает российские законы и, следовательно, попадает под государственный контроль за расходами. Вот только что нашему государству делать со ста сорока миллионами нарушителей? Разве что послать их осваивать (альтернатива тюремному заключению в компании грузинских воров в законе, дагестанских рэкетиров и чеченских террористов?) малоосвоенные просторы Восточной Сибири и Дальнего Востока? Но, кажется, до такого понимания "свободного общества свободных людей" наша власть еще не доросла. И тут уж "двух сроков" на осмысление явно не хватит. Как говорится, маловато будет.