Русские надежды японского одзумо

Осенний Всеяпонский басё стал знаменателен для России. Впервые гражданин нашей страны — Сослан Борадзов — выступал в группе сильнейших сумотори, заняв итоговое четвертое место. Его брат Батраз тоже близок к вершинам борьбы, перед чемпионами которой преклоняет колени вся Япония

На самом деле сумо — это не спорт. Искусство, религия, социальная величина. Для Японии — это все. И нигде, кроме Японии, не умеют воспитывать рикиси - профессиональных сумотори. Да, в последнее время среди йокодзун — победителей турниров первого дивизиона — все реже встречаются настоящие японцы, порой до смешного доходит. Жители Гавайских островов, монголы, эстонцы, немцы, шведы, тайцы. Теперь вот — осетины, русские, буряты. Так, может, это и хорошо? Получается, Всеяпонский басё и вправду является чемпионатом мира!

Русские корни в сумо не афишируются, но они есть. Да какие! Легендарный 48-й йокодзуна Кохи Тайхо, обладатель 32 Императорских кубков (рекордное число высших призов, никем не превзойденное) — наполовину украинец и на четверть — русский. Именно 62-летний Кохи Тайхо в 2000 году взял в свое бэя (школу) старшего из двух братьев Борадзовых, Сослана. Тогда же отправился в Японию и Батраз Борадзов. Годом раньше — Толя Михаханов, в ту пору 16-летний школьник, потомок героя бурятского народного эпоса. Годом позже — Николай Иванов, 21-летний экс-боксер. Сегодня в Японии все они на слуху.

На прошедшем пару недель назад в Токио Всеяпонском басё наши показали весьма достойные результаты. Сослан Борадзов — четвертый в первом дивизионе - выходит, четвертый в мире! Батраз — пятый во втором. Анатолий Михаханов занял второе место в четвертом дивизионе, В том же дивизионе Николай Иванов стал третьим. Так что недалек тот день, когда все четверо посланцев России будут выступать в первом — главном дивизионе одзумо.
Через месяц все они примут участие в еще одном турнире, в Фукуоке, так что братья Борадзовы в Москву пока не приезжали. Зато были они дома год назад, тогда-то нам и удалось поговорить с ними. Вашему вниманию мы предлагаем текст той беседы.

Звенигород — Токио — Звенигород
В Японию братья-осетины Сослан и Батраз Борадзовы приехали из подмосковного Звенигорода, где жили последние годы. Причем старшему — Сослану — крупно повезло: его в свою школу взял 62-летний Кохи Тайхо. О том, насколько повезло и повезло ли вообще, мы разговаривали с братьями все в том же Звенигороде.


- Почему вы оказались в разных школах?

- В одной бэя не может быть больше одного иностранца, — пояснил Батраз. — Вот и пришлось нам с братом на время расстаться. Но от моего бэя до бэя, где занимается Сослан, три минуты ходьбы. Так что встречаемся почти ежедневно, тем более сейчас, когда добились успехов.

- Конечно, в любителях было проще: потренировался, на турнире поборолся, остальное время делай, что хочешь, — кивает Сослан Борадзов, признавая тяготы японской жизни. — В одзумо почти вся время проводим в школе. Питаемся, занимаемся, общаемся. Живем на этом ковре. С восходом солнца встаем. В шесть утра идем на тренировку, которая длится до одиннадцати. Есть еще одна. В среднем за день делаем до четырехсот отжиманий. Я провожу по 100-120 схваток, у брата в школе чуть полегче — 70 схваток. Плюс комплексы специальных упражнений, работа со штангой...

- Долго к такой жизни привыкали?
- Пару месяцев, наверное, тяжело было. Скрывать не стану, к нравам одзумо мы готовы не были... Еще ж и языка не знали! Но с Божьей помощью одолели трудности, теперь с общением проблем нет, разговариваем свободно.
С братьями легко говорить, они открыты, откликаются на любую тему. Признаться, на все вопросы они отвечали дружно, правда, согласно кавказским традициям — сначала старший, потом младший. Мы разделили беседу лишь для того, чтобы подчеркнуть: оба брата — Личности.

Самый главный — Русский Феникс
Сослан Борадзов родился 9 марта 1980 года. Рост — 196 см, вес — 140 кг. За рекордные сроки прошел путь из шестого дивизиона в первый. Сэкитори стал в июле прошлого года. С июля нынешнего выступает в первом дивизионе. Абсолютный победитель трех Всеяпонских басё в шестом дивизионе, пятом дивизионе и третьем дивизионах. Спортивное имя — Рохо — Русский Феникс.

- Не знаю, как бы мы выжили, если бы суровость законов одзумо иногда не разбавляли чисто российской привычкой необязательности их исполнения, — слегка смущаясь, но продолжая улыбаться, признается Батраз Борадзов. — Я, например, пользуюсь компьютером и мобильником брата. Он их может иметь, а я еще нет. До бэя иногда на такси добираемся, хотя нам запрещено это делать. Главное, выйти метров за сто до школы, чтобы никто не заметил. Но вообще-то борцам младших дивизионов ничего нельзя. Ни телевизора, ни музыки, ни одежды нормальной. В таком кимоно первое время ходили, что месяца полтора зуб на зуб не попадал, особенно вечерами. И "роскошь" обувки впридачу — деревянные башмаки на босу ногу!

- Правда ли, что в бэя царит помесь обычаев феодального монастыря, правил ДЮСШ и нравов "дедовщины" российского стройбата?
- Точно! "Дедовщина" в одзумо вещь реальная, хотя нам повезло дважды. Во-первых, и в моей школе, и в школе Сослана она не так развита, как в других местах. Есть, скорее, понятие старший-младший. Кто первым пришел, тот и князек, вне зависимости от спортивных результатов. Во-вторых, "дедовские" проявления "однокашников" нам удалось пресечь на первой же тренировке. Мы ж не из детского сада в профессиональное сумо явились! И вольной борьбой занимались, и в любительском сумо чемпионами России были, призерами европейских и мировых чемпионатов. Похоже, разобрался с проблемами и наш друг, бывший боксер Коля Иванов. А вот Толику Михаханову повезло меньше.

- От этого его результаты так медленно растут?
- Думаю, и от этого тоже. Он ведь сразу стал рикиси, до этого серьезно спортом не занимался. К тому же вес ему так стремятся нарастить, что теряется резкость движений, скоростная выносливость, гибкость. Я понимаю, его дед весил далеко за 350 кило, и ему можно вес наращивать, но не все же сразу!

- Вам в Японии все нравится?
- Таксисты там классные! В белых перчатках. А если серьезно, очень симпатичная страна. Нам не хватает только друзей, родителей и... черного хлебушка. Знаете, после риса с рыбой хорошо бы борща навернуть, пару килограмм пельмешек да картошечки по-русски! Коля Иванов очень хорошо готовит. Все это он делает, когда вместе собираемся. А черного хлеба нет. Обидно! Ничего, станем сэкитори, начнем деньги получать, найдем русский ресторан и будем туда ходить.

- А какова ваша главная цель?
- Ну, Сослан правильно сказал. Могу только подчеркнуть, что хотим повторить успех японских братьев Таканоханы II и Ваканоханы, став вторыми в истории братьями-йокодзунами.

Алексей Георгиев,

Арсений Деточкин

Фото братьев Борадзовых — Михаила Геллера

Обсудить