Черная икра исчезнет. Но только для бедных и честных

Черная икра – такой же выгодный бизнес, как золотодобыча. Однако если мировые объемы запасов золота мало кого волнуют (да и его добыча жестко регулируется уже не первую сотню лет), то о судьбе "икроносных" особей заботятся десятки влиятельных организаций.

Секретариат международной конвенции по торговле редкими видами флоры и фауны (CITES) отказался утвердить квоты на экспорт черной икры и рыб осетровых пород на этот год. Данный шаг вызван опасениями относительно быстрого истощения запасов осетровых в районах их традиционного обитания и прежде всего в Каспийском море. Напомним, CITES – это международная организация, контролирующая торговлю находящимися под угрозой вымирания видами.

Отныне экспорт черной икры и осетровых из водных бассейнов, которые имеют международный статус (т.е., к которым есть выход у нескольких государств), запрещен.

Представители Секретариата надеются, что наложенный запрет имеет научное обоснование и призван положить конец браконьерскому лову. Большая часть (90%) осетровых и икры добывается на Каспии, остальное приходится на Причерноморье, низовье Дуная, Приамурье, а также на провинцию Хэйлунцзян на китайско-российской границе.

В последние годы в соответствии с установленной системой квот объем экспорта черной икры из Каспийского региона составлял 110-150 тонн в год. При этом государства, осуществляющие промысел в Каспийском регионе – Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан, - постоянно докладывают о регулярном недовыборе отпущенной им квоты.

Однако CITES не устает обвинять эти страны в неспособности положить конец крупномасштабному браконьерству в Каспии, которое многократно превышает отпускаемые квоты. По некоторым данным, на незаконный промысел приходится 80% всей продаваемой на рынках Москвы икры. В целом же, по статистике российских правоохранительных органов, российский рынок черной икры – на 90% браконьерский.

Незаконный вылов приобрел настолько большие объемы, что эксперты CITES затрудняются оценить их с приемлемой точностью, чтобы на основании этих данных расчитать новые квоты на добычу, позволяющие сохранить популяцию осетровых.

Отныне разрешение на экспорт будет обусловлено соблюдением весьма размывчатого правила – предполагаемые объемы вылова и экспортные квоты должны "соответствовать тенденциям изменения популяции рыбы и иметь устойчивый характер". Иными словами, возобновления экспорта эти страны должны также полностью учесть объемы незаконно выловленной рыбы Как это будут демонстрировать страны, которые хотели бы экспортировать продукцию из осетровых, не совсем ясно.

Основные пострадавшие от новых запретительных мер известны – это Иран, на долю которого приходится 51% экспорта, следом за ним идет Россия. Ожидается, что наиболее активную деятельность по возращению экспортной выручки от продажи икры и осетровых развернет именно Иран – валюта от продажи "даров моря" была весьма существенна для иранского бюджета. Вероятно, Тегеран сделает попытку привести Россию и Казахстан к совместному соглашению о правилах и этике добыче осетровых. В этом случае Туркменистану и Азербайджану мало чего светит. Власти Ирана неоднократно подвергали эти страны острой критике за недостаточный контроль (точнее, за полное его отсутствие) над промыслом осетровых.

Ведущая роль Ирана в этой проблеме предопределена и тем, что это единственная страна в мире, властям которой удалось поставить под строгий контроль весь процесс ловли и переработки рыбы. Красноречиво говорит только тот факт, что предыдущие запреты на экспорт продуктов из осетровых никогда ранее не касались этой страны.

Для потребителей черной икры "черные дни" вряд ли настанут. Во-первых, проблема с контрабандой одним запретом не будет решена – это не первый запрет. Предыдущие запреты приводили лишь к существенному удорожанию продукта, но не к его исчезновению с прилавков магазинов. Особенно это касается России, где никакие запреты, тем более внешние, на контрабанду повлиять не могут. Что касается удорожания, то оно не страшно основным потребителям этого продукта в нашей стране – людям весьма состоятельным.

Автор Полина Козлова
Полина Козлова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *