Трагедия жирафа

Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов опять попал впросак. На протяжении последних месяцев это случалось с ним  нередко – взять хотя бы историю с чудовищным «покушением», когда наезд партийной «Волги» на бордюр по вине не справившегося с управлением водителя был объявлен хитроумной операцией спецслужб. Смешным вышел из-под пера Лимонова материал «Бесы боятся праведников», в котором престарелый вождь экстремистски настроенной молодежи пытался выдать своих последователей за праведников в белых одеждах, противостоящих «бесам» - судьям Президиума Верховного суда РФ.

Но последний шедевр мастера – статья «Лимоны, яблоки и платные мерзавцы», опубликованная на излюбленном ресурсе фюрера НБП – ультралиберальном портале «Грани.Ру», - превосходит все предыдущие скетчи и репризы «писателя с мировым именем». Последнее определение, кстати, вовсе не издевка, а цитата из статьи самого Лимонова "Ненависть к Интернету".

Судите сами.

Первая часть статьи, посвященная визиту Лимонова в Санкт-Петербург и теплому приему, которого он удостоился в славном городе на Неве, написана в очень странной манере. Так можно писать сочинение на тему «Как я провел лето». Так можно делать записи в сетевом Живом Журнале. Но поверить в то, что писатель, на счету которого десяток романов-бестселлеров, излагает свои мысли языком ученика средней школы («Я очень вежливо сообщил ему, что никакие столкновения нам не нужны, так же как и ему, и я пошел в здание. Там уже кто-то распылил слезоточивый газ») довольно сложно. «Я был, что называется, в ударе и этим обстоятельством был доволен, потому что не всегда бываешь в ударе. Иногда, скажем, день не благоприятствует, и, сколько ни бейся, блеска в тебе нет. 11 октября блеск был». Ни стиля, ни чувства языка, присущего Лимонову, в этих цитатах нет. Зато есть многочисленные повторы, путаность мысли и даже несвойственная ранее мэтру ложная скромность. Известно, что, начиная с романа «Это я, Эдичка» Лимонов щедро рассыпал по своим текстам ненормативную лексику. Некоторые его книги вообще производят впечатление написанных почти сплошным матом (роман «Палач», например). А вот текст «Лимоны, яблоки и платные мерзавцы» просто образец пуризма. Вот как Лимонов объясняет, например, чем занимались активисты «России молодой», митинговавшие перед московской штаб-квартирой «Яблока»: «Короче, занимались, если взять слово, употребленное остроумным Максимом Резником, и добавить окончание "нёй", то получим именно то, чем они там занимались, - три буквы плюс "нёй". Даже те, кто понял, какое именно слово употребил Максим Резник (об этом говорится чуть выше, но тоже достаточно невнятно) должны потратить некоторое время, чтобы проследить все хитросплетения лимоновской мысли. Совсем непохоже на знаменитого битника и эпатажника Лимонова. Похоже, постаревший мэтр порядком подрастерял свой былой задор – укатали сивку крутые горки.

Но дело, конечно, не только в ненормативной лексике.

Вторая часть текста «Лимоны, яблоки и платные мерзавцы» представляет собой точную – слово в слово – копию документа, помещенного «отделом расследования» НБП на партийном сайте в минувшее воскресенье. В нем были перечислены фамилии тех таинственных кукловодов, которые якобы заправляют деятельностью по развалу партии  - в частности, финансируют проект «НБП без Лимонова». В первую очередь ответственность за войну против НБП авторы «расследования» возлагали на известного журналиста Кирилла Белянинова и руководителя отдела спецпроектов Бюро общественных связей «Союз» Ольгу Костину. Как обычно, не обошлось без обвинений в том, что деятельность Костиной и Белянинова по созданию вокруг НБП «мутного информационного поля» курируется спецслужбами и даже чуть ли не самим Патрушевым.

Чтобы придать своему расследованию дополнительный драматизм, его авторы прозрачно намекнули: проект «НБП без Лимонова» существует для того, чтобы в случае неожиданной смерти кого-то из вождей партии списать все на «внутрипартийные разборки».

Сенсация оказалась дутой. Уже в понедельник настоящиеорганизаторы проекта «НБП без Лимонова» выступили с опровержением и назвали свои настоящие имена и номер контактного телефона. Их поддержали и руководители других отколовшихся от НБП региональных отделений, в частности, рязанского. Самое разумное, что могли бы сделать нацболы после таких опровержений – это выдержать паузу и сделать вид, что никакого «документа отдела расследований» не было. Но не тут-то было! Прошло два дня, и ту же самую, уже опровергнутую один раз ложь, повторил в своей статье Эдуард Лимонов. Вот тут уже поневоле закрадываются сомнения в том, насколько адекватно почтенный мэтр воспринимает окружающую действительность. Нельзя же, подобно попугаю, твердить одни и те же затверженные фразы, не имеющие к тому же ничего общего с действительностью?  

Ближе к концу статьи Лимонов начинает самым банальным образом заговариваться и писать о себе в третьем лице. «Многие помнят... подлый фильм "Суд над призраком" во время процесса над Лимоновым и пятью его товарищами», - пишет он, например. Что это? Свидетельство необратимых процессов в изнуренном алкоголем и бессонными ночами мозгу? Не хотелось бы в это верить. Эдуард Лимонов, как бы ни относиться к его политической деятельности, человек, безусловно, талантливый, и для многих читателей умственная деградация автора «Это я, Эдичка», «У нас была великая эпоха», «Книги Мертвых» и других книг стала бы настоящей трагедией. Однако все, возможно, не так уж страшно. То, что происходит в последнее время с Лимоновым, не столько трагедия, сколько трагикомедия. Проблема, видимо, в том, что очевидные вещи доходят до вождя НБП с некоторым опозданием, как до хрестоматийного жирафа. Именно поэтому Эдуард Вениаминович и не среагировал на опровержение истинных, а не мнимых организаторов проекта «НБП без Лимонова». Не среагировал – и в результате опростоволосился, подставился, как мальчишка...

Да и не писал Лимонов статьи «Лимоны, яблоки и платные мерзавцы», во всяком случае, собственноручно. Первую часть – про визит в Санкт-Петербург – наговорил на диктофон или даже по телефону журналисту из «Граней». А потом те же журналисты, не мудрствуя лукаво, прилепили к статье материал, который рассылал всем заинтересованным лицам пресс-секретарь НБП Александр Аверин. Материал этот был написан по заказу нового спонсора НБП Леонида Невзлина, стремящегося руками нацболов разобраться со своими врагами в России. Только личной заинтересованностью Невзлина и больше ничем объясняется то, что организаторами деятельности, направленной против национал-большевиков, объявлены Ольга Костина, никогда не имевшая отношения к НБП, но являющаяся главным свидетелем обвинения по делу скрывающегося в Израиле олигарха, и первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, председатель комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией, Михаил Гришанков (последний еще в 1998 г. призывал власть обратить внимание на то, что ЮКОС недоплатил налогов на миллиард долларов и предпринимал усилия по привлечению руководителей финансовой империи Ходорковского к ответственности). В общем, фальшивое «расследование», опубликованное на сайте НБП, представляет собой в чистом виде заказной материал, проплаченный Невзлиным. И хорошо, судя по всему, проплаченный – ничем иным нельзя объяснить тот факт, что Лимонов не стал даже проверять написанный чужими руками текст на предмет стилистических погрешностей и несогласования личных местоимений.

Известно, что наиболее плодовитые писатели, выдающие по роману в месяц, пользуются услугами так называемых литературных негров - никому не известных авторов, за небольшие деньги готовых штамповать похожие друг на друга тексты. По-видимому, Эдуард Лимонов решил последовать их примеру. Тем более что о пристрастии вождя НБП к неграм известно давно...

Степан Королев

Шендерович пошёл по стопам Лимонова

Как вождь НБП дурит своих последователей

По уму, по сердцу, и главное – по печени

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *