Стратегия либерального Ку-Клукс-Клана

В Москве избит Иван Стариков. Отличный повод для политической шумихи и эффектного сюжета криминальной хроники, планируемого в качестве пролога для очередной волны черного политического пиара.

О том, что скандальное нападение должно обязательно состояться, стало понятно сразу же после заявления Виктора Шендеровича об угрозах ему и членам его семьи. Правда, тогда еще не было ясно, кто станет назначенной жертвой и будет ли проведена репетиционная акция в целях зондирования общественного мнения.

Теперь же все встало на свои места. Слава богу, очередная партия игры в мнимый «кремлевский заговор» обошлась без трагического финала. На «пробную» роль подобрали небезызвестного Старикова, уже вычеркнутого «своими» из числа политических игроков. Не вызывает сомнений, что такое решение оказалось обоюдовыгодным как для заказчика, так и для «жертвы»: ведь Иван Валентинович в последнее время как раз усиленно подыскивал достойный выход из публичного «небытия».

Это первый, но, вероятно, далеко не единственный эпизод из намеченного к показу криминально-политического беспредела. По крайней мере, сам Шендерович далеко непрозрачно намекнул на наличие некого пиар-сценария, по которому электоральным массам продемонстрируют вовсе не рядовые хулиганские выходки подросткового уровня, а гораздо более серьезные преступления, вплоть до заказных убийств.
 
Восстановим цепочку событий, завершившихся подозрительным избиением отставного секретаря Федерального Политсовета СПС по электоральной политике.

24 октября претендент на госдумовское кресло Виктор Шендерович разместил в интернет-издании «Ежедневный журнал» заявление, которое просил «рассматривать как обращение в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законом».

Суть такого публичного обращения заключалась в следующем. Давний друг сатирика и шоу-мена (теперь, разумеется, бывший) Александр Левин встретился с ним и якобы сообщил, что люди из Администрации президента недовольны его предвыборными амбициями. Они «терпели и готовы терпеть» Шендеровича как журналиста, но считают, что политика является «их полем», на которое категорически «нельзя заходить без их разрешения». В этой связи шантажисты предлагали начать «договариваться, как делают все», чтобы предотвратить «ответные действия» за «нарушение правил игры».

Левин якобы «пояснил, что в президентской администрации есть люди, которые в этих обстоятельствах способны пойти на уголовные действия». Причем, как в отношении самого Шендеровича, так и его супруги Людмилы Чубаровой. В качестве более конкретного примера почему-то была приведена только она одна, которую при определенных обстоятельствах могли отправить в автокатастрофу.

Сам Левин ужаснулся от такого изложения частной беседы. Разговор действительно шел о политике и электоральных планах Шендеровича. Продюсер на правах старого друга отговаривал соискателя от идеи выдвигаться в Госдуму. На что кандидат ответил, что политика сама по себе его мало интересует, и он рассматривает выборы «как продолжение публицистики и идет туда исключительно с провокативной целью, то есть проверить, что называется, власть на вшивость». 

Обычная приватная дискуссия, личные мнения и позиции… О кремлевских фигурантах разговора не было вообще. Но профессиональный игрок словами ловкосделал из подвернувшейся встречи скандал, эффектно украшающий его предвыборную кампанию криминальными страстями. Тут же выступил по данному поводу на «Эхе Москвы» и приступил к дальнейшему тиражированию надуманной информации.  

После этого Левин вычеркнул Шендеровича «из разряда порядочных людей», возмутившись, что тот «ради этой паршивой машины с мигалками и кресла в Охотном Ряду» предал многолетнюю дружбу и забыл о совести и человеческом достоинстве.

Интересно, что здесь дело вовсе не ограничивается элементарной человеческой подлостью. Шендерович четко обозначил угрозы в свой адрес. Мнимые, не мнимые – это уже не имеет никакого значения. В самом-самом черном пиаре, живущем по иную сторону Уголовного кодекса, это хорошо отлаженная технология. В общественное сознание вбрасывается информация о готовящейся криминальной провокации и называются конкретные заказчики. Затем планы приводятся в действие, и люди уже автоматически верят, что это сделали именно обозначенные ранее «темные силы».  
     
Вернемся к нашей логической цепочке. Днем ранее, 23 октября, на сайте НБП появился материал «Гниды конторские», явно выбивающийся из общей стилистики. Текст по содержанию был удивительно похож на заявление Шендеровича. В нем сообщалось, что кремлевские силы стремятся «создать вокруг партии мутное информационное поле, чтобы в случае "загадочной" смерти (убийства) кого-либо из лидеров НБП - списать все на внутрипартийные разборки».

Если вспомнить последние месяцы истории НБП, то ее лидер Эдуард Лимонов уже накликивал на себя беду, а затем она подозрительно щадящим образом воплощалась. В начале сентября он официально заявил о готовящемся покушении, а уже через три дня оно состоялось. Разумеется, «чистая случайность» в последний момент спасла вождя нацболов. 

Учитывая объединение СПС, «Яблока» и НБП в подготовке к выборам 2007 года и  предстоящую тактическую репетицию на декабрьских выборах в Москве, не сложно предположить взаимосвязь скандальных заявлений и уголовных событий. Они весьма органично укладываются в единый проект, поддерживаемый заказчиками оппозиционного альянса.

Лимонов, любящий эффектный риск и нападения, уже поиграл в покушение. Красиво, ярко, но – увы! – для его партийной аудитории это достаточно привычно и ожидаемо. Теперь в общую игру, по всей вероятности, включились Шендерович и Стариков. Кандидат в депутаты только обозначил возможные криминальные действия в свой адрес, а вот представитель правых сил уже стал реальной жертвой.

Такая уголовщина с политическими намеками насторожила либеральную общественность. Это уже не скандал с маргинальной и незарегистрированной партией, а угроза действующим политикам. По канонам черного пиара все прошло нормально. Массовое сознание подготовлено для адекватного восприятия задуманного сценария. Теперь народу заброшена идея, кого винить в уголовных преступлениях, если они (не дай бог!) произойдут. 

Однако заигравшимся участникам неплохо было бы подумать, до какой отметки готовы пойти заказчики постановки, продюсирующие это криминальное шоу? У них ведь свои цели и тактические задачи…

Ярослава Крестовская См. также по теме: Шендерович пошёл по стопам Лимонова

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *