Борьба за витамин С

13 марта в Киргизии должен состояться второй тур выборов в парламент (Жогорку Кенеш). Если бы они состоялись год назад, то, пожалуй, привлекли бы внимание только специалистов. Но после событий на Украине любые выборы в любом государстве СНГ воспринимаются через призму возможной "революции" - "роз", "оранжевой" или, в случае Киргизии, "лимонной". Это название появилось после того, как участники местного молодежного движения "КелКел" (в переводе с киргизского "Иди с нами") во время акции в защиту прав незарегистрированного ЦИКом кандидата в депутаты раздавали пикетчикам лимоны, "чтобы они пришли домой, попили чаю с лимоном и не заболели". Вот такая борьба за демократию и витамин С...

Впрочем, практически все эксперты единодушны в том, что никакая "революция" Киргизии не грозит. По крайней мере, пока. В октябре, когда должны состояться выборы президента, возможен какой-то рост напряженности. Но не сейчас. Властям республики удается контролировать ситуацию. К тому же оппозиция раздроблена, а лидеры всех этих движений и партий относятся друг к другу с гораздо большим недоверием, нежели к нынешнему президенту Аскару Акаеву.

Впрочем, это не означает, что Акаев и его окружение могут расслабиться. Потенциальную опасность для Бишкека представляют южные районы страны, где оппозиция пользуется значительным влиянием. Накануне второго тура выборов в парламент некоторые кандидаты в депутаты, проигравшие в первом туре 27 февраля, организовали здесь пикеты и демонстрации, требуя пересмотра итогов голосования. Такой сценарий развития событий в принципе предсказывался некоторыми киргизскими политологами. Причем именно в таком ключе — оппозиция не оспаривает итоги голосования в целом по стране, а лишь в некоторых южных районах республики, где сильно ее влияние. И то даже не столько с целью действительно добиться пересмотра итогов голосования, сколько подготовиться к октябрьским выборам президента, отработать "механизмы протеста", так сказать.

Почему именно юг? Дело в том, что в Киргизии, как и во многих других центральноазиатских государствах, сильны клановые традиции. Даже в советские времена во главе республики попеременно находились выходцы с юга и севера. К сказанному остается добавить, что Аскар Акаев — "северянин"... Схема немного упрощенная, но принцип политического противостояния в Киргизии заключается не в противопоставлении "демократа коррумпированной власти" (как это преподносилось в Грузии и на Украине), а "юг против севера".

Следует учитывать и еще одно обстоятельство — примерно половину населения юга Киргизии составляют узбеки. Сейчас об этом уже мало вспоминают, но в начале 90-х годов вполне реально встала проблема отделения юга от севера, причем именно по этническому принципу. Кровавые столкновения между узбеками и киргизами в Оше и ряде других городов удалось прекратить с большим трудом.

А что же западные спонсоры? Ну, куда же без них... И Фонд Сороса, и "Фридом Хаус", и другие неправительственные организации стабильно выделяют гранты. Суммы, конечно, не сопоставимы с теми, что были потрачены на организацию "оранжевой революции", но на жизнь местным оппозиционерам хватает. Правда, добиться ощутимой поддержки на правительственном уровне оппозиции пока не удалось. Ни американцы, ни европейцы никак не могут решиться "поставить" на кого-то одного, ибо не уверены, что в среде киргизской оппозиции есть человек, способный ее объединить.

Избитыми могут показаться рассуждения о специфике региона. Но ведь от этого никуда не денешься. И уж если в Вашингтоне и Брюсселе действительно запланировали превратить Киргизию в "плацдарм демократии" в Центральной Азии, то вряд ли там не учитывают того обстоятельства, что излишняя поспешность в этом вопросе совершенно не уместна. Не уместна по той причине, что на юге страны очень популярны радикальные исламисты. Нынешним властям с большим трудом удается их контролировать, а в случае полномасштабного политического кризиса "демократическая революция" может перерасти в "исламскую". Совсем не тот результат, которого хотели бы добиться в Вашингтоне и Брюсселе...

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *