Революция в Украинском Пардаменте

То, что во вторник произошло в парламенте, одни называют революцией, другие прогнозируют новые конфигурации большинства, третьи уверены, что это было поражение «Нашей Украины», а значит, победа СДПУ(о). На самом деле во вторник в здании под куполом действительно произошло выдающееся событие, которое, наверное, будет иметь огромное значение для дальнейшего развития Украины. Но иного рода…

Итак, сенсацию номер один создал сам председатель Верховной Рады. Владимир Литвин, пожалуй, впервые за время своего пребывания на спикерском троне наголову разгромил всех своих оппонентов. Ему не помешали ни крики, ни эмоции со стороны национал-демократов, многие из которых так и не поняли, что собственно произошло. А раз не поняли — нужно объяснять.

После донецких событий оппозиция потребовала вызова в парламент двух силовых министров. Ничего противозаконного или такого, из-за чего нужно было устраивать весь сыр-бор, в этом не было. Ну, пришли бы министры на десять минут, депутаты бы слегка поиздевались над ними, поставили бы тупиковые вопросы, получили бы такие же ответы, и ситуация разрешилась бы сама собой. В результате оппозиционеры так и не сумели бы заставить силовиков отчитаться перед ними…

Однако, оппозиции такого удовольствия не предоставили. Но…

Вместо этого все депутаты неожиданно получили «на руки» постановление, согласно которому они могут потребовать не только доклада отдельных министров, но и отчет о работе всего правительства. И когда премьер-министр со своими подчиненными придет докладывать о своей работе, там уж парламентарии отыграются!

Но и это еще только цветочки. Постановлением номер 4379 от 18 ноября 2003 года по создается совершенно беспрецедентная специальная комиссия, которая начнет «мониторить» соблюдение конституционных прав граждан на участие в собраниях, митингах, походах, демонстрациях, а также следить за тем, чтобы ни одна живая душа не посмела тронуть народного депутата, нарушив тем самым соответствующий закон.

Создается впечатление, что оппозиционные депутаты сами не осознают, какое оружие они получили на руки. Ведь эта всем бумажкам бумажка, «окончательная бумажка», как говорил профессор Преображенский, способна не только защитить их от всяких неприятностей, но и дать возможность повлиять на те процессы, к которым им раньше доступ был закрыт.

Ведь оппозиция, так и не добившись отчета силовых министров в столице, имеет все основания перенести отчеты на региональный уровень: скажем, заслушать региональных силовиков… В руках у оппозиционеров таким образом оказался хоть и недооцененный ею же самой, но инструмент колоссального давления на власть, что резко меняет политический спектр в парламенте. Админресурс сразу же потерял в весе — и потерял добрую свою половину… Есть шанс, что выборы будут проходить по четким правилам, а с народных депутатов в каждой области будут разве что не пылинки сдувать. И руководители силовых ведомств впредь будут надолго задумываться, прежде чем за чем-то не уследить, — ведь в случае минимальной промашки они попадут под такой пресс, что спасти их не сможет даже всемогущая АП.

Самое главное — странно, что об этом молчат, — что все эти события напрямую бьют по парламентскому большинству. У которого, кстати, нет ни одного представителя в руководстве ВР. Ведь ни Литвин, ни Зинченко, ни Мартынюк не являются членами «більшості». Правда, на это почему-то никто не обратил внимания. Так что, будем по-прежнему называть большевиков, которые имеют небольшое количество своих людей в руководстве парламентских комитетов и ноль человек в президиуме Верховной Рады, победителями? Вот уж сомневаюсь!

Кто действительно вышел из политического противостояния настоящимпобедителем, так это коммунисты, а точнее — Петр Симоненко. Представители КПУ прекрасно понимали, что при сложившемся раскладе они в любом случае получают место первого вице-спикера. При этом большевики несколько дней упорно работали с красными, пытаясь вырвать у них что-то конкретное взамен на такой высокий пост. Однако Петр Симоненко в последний момент обыграл этих «просителей» всухую и получил место первого вице-спикера, не дав ни единой гарантии — ни устной, ни подписанной кровью. И только наивные и недалекие могут называть Симоненко «соглашателем»…

Хотя роль коммунистов в голосовании по генпрокурору сильно преувеличена, на это тоже никто не обратил внимания. Если убрать с табло количество голосовавших из фракции КПУ, то на нем все еще останется 227 голосов, вполне достаточных, чтобы назначить генпрокурора. Поэтому требовать от Васильева благодарностей коммунисты никак не могут: новоиспеченный генпрокурор ничем им не обязан. Получается, никакого обмена не было?

А если бы и был, то явно неравнозначный. Ведь нельзя безапелляционно заявить, что Геннадий Васильев — представитель какого-то клана. Его связь с «донецкими» хоть и прослеживается, но не так сильно, чтобы утверждать, что Васильев представляет только интересы донетчан. И уж явное преувеличение — что новый генпрокурор привязан к главе администрации Президента. Избрание Васильева — скорее выравнивание баланса интересов…

В общем, с большинством дело понятное: оно находится в блаженном неведении и пока еще, опьяненное локальной победой за парламентскую трибуну и последовавшими за ней назначениями генпрокурора и первого вице-спикера, не ведает, что его ждет дальше. Что касается «Нашей Украины», то тактически победили они. Правда, не благодаря, а вопреки сложившейся ситуации. Нынешняя ситуация напоминает негатив: видишь одно, а когда проявляешь и распечатываешь фотографию, получается зеркально противоположное.

Итак, в сухом остатке у нас два победителя: Литвин и Симоненко. Председатель ВР классически обыграл многоумного Медведчука, фактически выбив у него почву из-под ног.

Но у мощной команды юристов во главе с явно недовольным ситуацией Виктором Медведчуком остается разве что последний аргумент: при голосовании за назначение нового вице-спикера было нарушено положение о порядке избрания президиума ВР, которое они же в свое время и приняли. Естественно, в парламенте найдутся люди, которые впоследствии захотят воспользоваться этими регламентными нарушениями.

Проигравшей стороной, помимо парламентского большинства, оказалось правительство Виктора Януковича. Если в последнее время оно избавилось от излишней опеки парламента и могло работать более или менее свободно, то теперь, согласно постановлению, оно оказывается целиком и полностью зависимым от Верховной Рады.

Что касается постановления о мониторинге, которое проходит красной нитью через всю парламентскую стратегию поведения, то не все еще поняли (да и не все видели!), какие невероятные возможности для сегодняшних депутатов, в первую очередь для оппозиции, оно дает.

Единственный человек, который понял до конца и пытался доказать своим коллегам по большинству, был Степан Гавриш. Не зря все телеканалы в своих сюжетах на фоне веселящегося большинства то и дело показывали печальные глаза его координатора. В течение двух дней он пытался доказать им, что они, мягко говоря, делают что-то не так. Однако ему это не удалось. Когда головы парламентариев-большевиков перестанут кружиться от «легких» побед, они, конечно, поймут, как жестоко их «отмониторили» их оппоненты. Но к тому времени согласно этому же постановлению они не смогут прикоснуться даже к депутатскому значку своего противника…

Виктория ЧИРВА

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *