Бритые души

10 тысяч петербургских подростков постоянно воюют с инородцами и друг с другом
В 50-60-е годы в Питере, да и по всей стране, были широко распространены подростковые побоища. Пацаны ходили драться улица на улицу, двор на двор. Так уж устроены маленькие мужчины. Им хочется испытывать себя, рисковать, ощущать адреналин в крови. И еще хочется четкой самоидентификации. Хочется знать, где свои, а где чужие. В 70-80-е массовые подростковые драки сошли на нет. Чтобы опять возродиться в конце 90-х. Но уже в новом — еще более страшном — качестве.

Драки на Крестовском

- Три-четыре-пять — мы идем искать, — с этими словами восемнадцать парней 16-20 лет двинулись от трамвайного кольца на Крестовском острове вглубь парка. Это молодежная бойцовская группировка. Еще их называют скинхедами или "фирмами". В Питере и пригородах таких около сотни.

Сегодня на острове намечена "зарница" - то бишь драка между двумя группировками скинов "стенка на стенку". Никакого конфликта между соперниками не было. Часто "зарницы" - просто приближенные к "боевым действиям" тренировки. Ножи, цепи, камни на них запрещены, но пострадавших все равно хватает.

Излюбленное место проведения "зарниц" - Кировские острова. Причем точного места встречи не назначается: две ватаги заходят в парк и ищут друг друга.

Драка началась в странном молчании: слышались только сопение и звуки ударов, мат зазвучал лишь спустя полминуты. Было заметно, что большинство парней имеют за плечами мордобойную спортшколу. Лица были разбиты у половины дерущихся, двое — в нокауте. Вся сеча продлилась не более двух минут. Цепь дерущихся постепенно распалась на кучки, и одна сторона оттеснила другую с площадки к деревьям. На этом этапе "зарница" затухла сама собой. Кто-то сделал в адрес противника победное движение тазом, и пацаны разошлись, посылая друг друга по матери.

Вся бритоголовая рать

Группировки в своем нынешнем виде возникли пять — семь лет назад. По форме они представляют собой гибрид западных националистических движений и молодежных банд Казани середины восьмидесятых.

Сейчас в Питере существуют четыре разновидности молодых драчунов — скинхеды, хулсы (или хулиганы), рэпперы и панки. Считается, что в городе не менее 10 тысяч таких "активных" ребят.

Скинхеды носят черно-оранжевые куртки ("бомберы"), голубые джинсы и ботинки-гады от фирм "Камелот", "Гриндерс" и "Доктор Мартенс". Если скин участвовал в "боях" с кавказцами, он может позволить себе носить белые шнурки. Некоторые имеют одинаковые татуировки или прически (например, участники группировки "Клетки" выбривали на затылке сетку). Но, вопреки расхожему мнению, далеко не все бреют голову. Некоторые, наоборот, отращивают волосы, что не мешает им разделять идеологию скинхедов. Отличительной чертой Петербурга является большой процент "красных скинов", ориентированных на национал-большевистскую партию Лимонова.

Ближе к традиционным правым нацистам стоит "Партия свободы" другого взрослого дяди — Юрия Беляева. Не сумев добиться сколько-нибудь ощутимого успеха со своей "Русской партией", этот одиозный персонаж, по слухам, принялся полоскать мозги пацанам. Заметны также группировки "Солнцеворот", "Русский кулак", "Дарки", "Муравейник" и десятки других. Всех их с известной натяжкой тоже можно отнести к нацистам.

Хулсы, то бишь хулиганы, рядятся в те же бомберы, голубые джинсы, "канголы" (кепки) и зенитовские шарфы. Они близки к скинам, но основное поле их деятельности — стадион "Петровский". Показательно, что хулсы, в отличие от остальных футбольных фанов, ненавидят всех без исключения москвичей. В то время как фанаты воюют с "мясом" ("Спартак"), а с "конями" (ЦСКА) пытаются дружить. Самая известная хулиганская группировка "Гремлины".

Рэпперов без труда можно опознать по джинсам-трубам с множеством карманов. Их группировки как носители "черной культуры" враждуют со скинами. Однако при этом рэпперская группировка "Беспредел" известна погромами кавказцев в Рыбацком. Панки разгуливают в кожаных куртках-косухах и черных джинсах, закатанных вверх сантиметров на пятнадцать. Эти ребята говорят, что отстаивают коммунизм.

Против кого будем дружить?

Скинхеды и хулиганы называют свою группировку "фирмой" (с ударением на последний слог). Рэпперы — "кланом", а панки — "стаей". Серьезные команды имеют свой устав. Идеология каждой определяется именно уставом, а не чтением, например, Гитлера, которого многие понимают по-разному.

В одних группировках нельзя бить пожилых кавказцев или чернокожих, в других можно убивать хоть младенцев. Чему доказательством стал недавний случай у платформы Дачное, когда скинхеды напали на табор с цыганскими женщинами и детьми. В результате погибла маленькая девочка.

Есть группы, которые не бьют, а исключительно крушат. Вычисляют сферу интересов врага и громят его бизнес — разбивают витрины офисов, жгут автомобили и т.д.

Все вышеупомянутые группировки устраивают нещадную охоту друг на друга. Невозможно покинуть, например, концерт панковской группы "Король и Шут" в одиночку: все подступы обложены жаждущими крови молодыми "волками". Бьют и парней, и девчонок. Бьют лежачих ботинками "милитари" с наполовину вбитыми в подошву заточенными стальными болтами (удар по касательной оставляет на лице врага рваную рану).

Но акции против "цветных" - важнее всего остального. Скинхеды часто разделены на "пятерки". В этом составе и охотятсяна своих жертв. Но нередко бывает, что несколько группировок готовят акцию и выставляют сборную — по одному-два бойца от "фирмы". В толпе они делают вид, что не знают друг друга. Но приметив одинокого кавказца, например, в вагоне метро, нападают на него и избивают по очереди.

Бывают и бескровные акции. Например, в магазин, принадлежащий кавказцу, устраиваются продавцами русские девушки. В какой-то момент к кассе подходит человек, протягивает десятку и получает тысяч пять сдачи. Продавщица вскоре уходит огородами, а хозяин подсчитывает убытки. Жаловаться властям он вряд ли будет: как правило, в магазине много "левого" товара. Подобных заработков всем хватает на пиво, а некоторые национал-патриоты не работают годами, целиком отдаваясь борьбе за народное счастье.

"Слава роду! Смерть уроду!"

Делить группировки по идеологическим течениям — все равно что обобщать хаос. Да, многие из них опираются на идеи Гитлера и Родзаевского. Но для одних главное — Россия, для вторых — "Зенит", для третьих — собственное "я". Группировки — это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Отсюда и интерес к ним таких политтипажей, как Юрий Беляев. Отсюда и финансовая подпитка некоторых бритоголовых вполне солидными и влиятельными структурами. Сидя в одной из квартир на Васильевском, я разговариваю с местными скинами.

- Вопрос в лоб: вы нацисты?

- Да, точнее, не совсем, — на вопросы отвечает кто захочет, вожака среди них нет. — Мы просто хотим, чтобы каждый народ жил в своей стране. Слава роду, смерть уроду!

- Как понимать?

- Ну мы за русских. Нация вырождается, кровь смешивается, нужно что-то делать. Пусть останутся только те, кто приносит пользу. А остальных — в расход. Ну в смысле — изолировать.

- А кто определит степень полезности? Вы?

- Может, и мы.

- Тогда не очень понятно, за что вы африканцев бьете? Они в основном приезжают сюда учиться, за что их страны платят немалые деньги. Ведут себя тише воды. Выгонять их незачем — сами уедут после учебы. За что?

- Потому что обезьяны, — коротко и грубо отвечает один из скинхедов.

- Да посмотри, — перебивает его второй. — Весь бизнес захватили азеры. Все олигархи — Абрамовичи. А нам, русским, куда идти? К станку или на панель?

- Парни, только честно, вы шаверму едите? — не выдержал я.

- Ну бывает...

- Так как вы собираетесь кавказцев выгнать, если сами носите им деньги? Если вы нацисты, то по логике должны ходить только в те магазины, которые принадлежат русским.

Это мысль вызвала уныние. Обрекать себя на бытовые неудобства, похоже, никто не жаждет. Бить ногами по чужой башке, понятное дело, проще.

Экстремизм почти не виден

На межведомственном совещании по противодействию экстремизму в деятельности городских молодежных организаций, состоявшемся еще год назад, руководители прокуратуры Санкт-Петербурга признали, что правоохранительные органы не владеют полной информацией о молодых экстремистах.

И это еще очень мягко сказано. Блюстителям порядка известны лишь 187 "ультрас": 150 футбольных фанатов, 20 скинхедов и семеро "хулиганов". Все они состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а те, кто уже вышел из юного возраста, вообще не учитываются.

Правда, в преддверии 300-летия Петербурга власти показали, что оперативной информацией владеют неплохо: почти со всеми лидерами бритоголовых были проведены беседы о запрете на любые акции в дни юбилея. Парни — не дураки и прекрасно понимают, что они нужны спецслужбам в качестве контролируемого пугала, борьбу с которым удобно имитировать. Скины уверены, что сами же чекисты через подставных людей заказывают им акции.

Бред мини-фюреров

Почва для национализма существует благодатная, ее нужно только удобрять. Например, среди юных "борцов" имеет хождение статья Александра Баркашова "Разоблаченная доктрина", в которой фюрер РНЕ излагает свою версию мировой истории.

По Баркашову, легендарная Атлантида действительно существовала и даже захватила пол-Европы. Но войска атлантов сумели остановить этруски, чьими "наиболее прямыми потомками", по версии Баркашова, являются русские. Впоследствии египетские жрецы (конечно, потомки атлантов) вывели в своих генетических лабораториях евреев, скрестив негров и арабов. И теперь эта мстительная помесь отрывается на несчастных потомках этрусков. Странно, что в этой бредовой антропологии не нашлось места оркам, хоббитам и Гарри Поттеру с философским камнем.

Другой идеолог радикалов Иванов-Сухаревский, словно издеваясь над нашей историей, пишет, что Гитлер, оказывается, высоко ценил русский народ, а его нападение на СССР оправдывает тем, что фюрер был мстителем за Николая II, принесенного большевиками-жидами в ритуальную жертву.

Они пойдут дальше Гитлера

У бритоголовых есть свои журналы с говорящими названиями: "Под ноль", "Отвертка", "Я — белый". Музыкой наци-скинов считается стиль "ой!", синтезированный из панка и трэша. Тексты некоторых композиций "ой!"-групп состоят из одной строчки-рефрена (например, "У моей девчонки ловкие ручонки") — это способствует дебилизации.

Поставки экипировки скинхедов налажены через Прибалтику. Там, в бывших советских республиках, тиражируют "Майн кампф" на русском языке и кассеты с записями маршей Третьего рейха.

И каковы результаты агитации? Выше всяких ожиданий! Один "продвинутый" 16-летний скин с недетской убежденностью рассказывал мне, как придать толчок экономике России. По его словам, каждый кавказец постоянно носит при себе около миллиона долларов — это его печень, легкие, сердце, мозг и т.д. Это все можно "изъять" и загнать на Запад. В России, дескать, живет несколько миллионов кавказцев. Вот и деньги!

Даже Гитлер, кажется, так далеко не заходил.

Денис ТЕРЕНТЬЕВ
Источник:
Смена "> Смена