Как у нас воруют здравоохранение

Коррупция в сфере здравоохранения лишает наиболее нуждающихся доступа к базовым медицинским услугам и способствует стремительному распространению лекараственно-резистентных форм смертельных заболеваний, утверждается в опубликованном сегодня Докладе Трансперенси Интернешнл о Положении Дел с Коррупцией, 2006 .

Для миллионов беднейших людей, находящихся в положении заложников у не соблюдающих какие-либо этические принципы поставщиков медицинских услуг, уничтожение коррупции в сфере здравоохранение является вопросом жизни и смерти. «Коррупция в сфере медицинских услуг это значительно больше, чем деньги. Когда в шприце для укола умирающему младенцу вместо адреналина оказывается вода – как можно определить этому цену? – говорит Угетт Лабелль, Председатель международного движения Трансперенси Интернешнл. - Цена коррупции в здравоохранении оплачивается человеческим страданием».

Доклад Трансперенси Интернешнл проливает свет на положении дел во всемирной индустрии медицинских услуг, оборот которой превышает 3 млрд. долларов. Наряду с людьми, честно выполняющих свой долг, в сфере здравоохранения во всем мире процветает взяточничество и мошенничество: от мелкого воровства и вымогательства до огромных злоупотреблений в области политики здравоохранения и его финансирования, основанных на «откатах» государственным чиновникам.

Ситуация действительно серьезная. Так, в России, где здравоохранение стало одним из национальных проектов, государству, прежде чем выделить средства на целевую закупку самого современного оборудования, пришлось выстраивать сложную систему защиты от возможной коррупции.

Коррупция пронизывает предоставление медицинских услуг, независимо от того, государственные они или частные, простые или сложные:

  • Бюджеты государственных систем здравоохранения используются не чистыми на руку чиновниками в личных целях;
  • Больницы функционируют не как лечебные учреждения, а как супермаркеты незаконного обогащения, где нарушаются принципы и правила конкурсности государственных закупок оборудования и иных необходимых медицинских ресурсов и где несуществующие служащие исправно получают зарплату;
  • Сотрудники медицинских учреждений требуют дополнительные платежи за бесплатные услуги. Так, например, в Болгарии , равно как и в других странах Юго-Восточной Европы, доктора, зачастую принимают за свои услуги подарки и денежные суммы: от 10-50 долларов до, в некоторых случаях, 1,100 долларов, что значительно превышает среднюю зарплату врача в 100 долларов.
  • На Филиппинах 10-процентное возрастание размера взяток, вымогаемых медицинским персоналом, привело к 20-процентному снижению количества детей, прошедших вакцинацию;
  • В Камбодже , несмотря на возросшие объемы средств, выделяющихся на медицинскую помощь, индикаторы эффективности здравоохранения значительно ухудшились, что стало прямым следствием расхищения фондов государственного здравоохранения. Напротив, в Великобритании внедрение жёстких механизмов контроля позволило снизить потери от коррупции на 300 млн. долларов по сравнению с 1999 годом.
  • В Коста-Рике почти 20 процентов международного займа в 40 млн. долларов, выделенного на покупку медицинского оборудования, очутилось в карманах частных лиц
Злоупотребления на рынке медицинских услуг и поддельные лекарства

Агрессивные маркетинговые технологии завоёвывают врачебную поддержку отдельных медицинских препаратов, что ведёт к возрастанию числа рекомендаций по их применению, не всегда основанных на потребностях пациента. Например, в России уже стало практически общей практикой, когда врач, выписывая лекарство, называет пациенту конкретную торговую марку, а не настоящее название лекарственного препарата. А ведь даже обычный парацетомол в России проходит под 140 названиями! Чуть ли не единственным их отличием друг от друга являются объемы рекламных бюджетов, потраченных на их продвижение на рынке. Читайте подробнее о проблеме здесь...

Нередко такие "советы" являются предметом сговора врачей с фармацевтами. Ситуация в фармацевтической отрасли сейчас такова, что расходы на маркетинг и лоббирование значительно обогнали по объемам бюджеты, выделяемые компаниями на создание новых и остро необходимых лекарств, которые могли бы спасти многие жизни в беднейших странах мира.

Коррупция способствует развитию высоко прибыльного рынка торговли поддельными медицинскими препаратами. Нелегальные платежи на каждом шагу обеспечивают беспрепятственность доставки подделок от места их производства до ничего не подозревающего потребителя. Учитывая тот факт, что расходы на приобретение лекарственных препаратов составляют чуть ли не самую значительную часть семейного бюджета в развивающихся странах, - предположительно до 50-90% от стоимости всех медицинских услуг, получаемых за наличный расчёт, - коррупция в фармацевтической индустрии оказывает прямое и болезненное влияние на жизнь людей, борющихся за выживание.

Можно отметить, что размеры коррупции значительны и в бедных, и в богатых странах.Так, например, в Соединенных Штатах, стране, расходы которой на здравоохранение – 15,3% ВВП – выше, чем в любой другой развитой стране мира, две наиболеезначительные программы, существующие в сфере здравоохранения – Medicare и Medicaid – по подсчетам теряют от 5% до 10% своих бюджетов из-за «переплат». В Камбодже, по подсчетам специалистов в области здравоохранения, опрошенных в ходе составления «Доклада о положении с коррупцией в мире в 2006 г.», более 5% бюджета этого сектора теряется из-за коррупции еще на уровне высших органов власти.

Почему сфера здравоохранения столь подвержена коррупции?

Определенные черты всех систем здравоохранения, финансируются ли они за счет государства или частных средств, делают их особенно уязвимыми для коррупционных действий.

Во-первых, в любых системах здравоохранения врач в любом случае знает о болезнях больше, чем их пациенты, а фармацевтические компании знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за финансирование госзакупок. По мнению TI, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции. Исследование, проведенное в Аргентине, показало, что после того, как Министерство здравоохранения этой страны начало предоставлять информацию о расходах больниц на закупку лекарств, разница в ценах, за которые больницы приобретали лекарственные препараты, упала на 50%.

Кроме того, риск коррупции еще более увеличивают форс-мажорные обстоятельства, с которыми постоянно сталкивается здравоохранение во всем мире. Например, в случаях широкомасштабных катастроф, необходимость максимально быстрого предоставления медицинской помощи заставляет зачастую обходить существующие надзорные механизмы.

Типы коррупции в здравоохранении

Регулирующие органы, плательщики, поставщики медицинских услуг и их потребители сталкиваются с целым комплексом стимулов коррупционного поведения. На данный момент выявлены следующие формы коррупции в сфере здравоохранения:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей . Эти явления могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, а также другие ресурсы и оборудование медицинского назначения могут расхищаться для личного пользования, использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок . Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество, и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, т.е. затраты в тех сферах государственных закупок, где существует особая опасность коррупционных действий.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов, или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов, или учет фиктивных пациентов.

Кроме того, здесь возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; а также проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов . Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения; государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен; нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов; у поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию; еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги может принимать самые разные формы : вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно; взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги; а также вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации, или сертификации тех или иных структур.

По материалам Transparency International
Обсудить