Автострасти: неугоняемых машин нет. Есть неугнанные

Если у вас нет машины, то вам ее не потерять. Звучит банально, но "смотрит" в корень. Современных воров не смутят ни секретные антиугонные системы на иномарках последних моделей, ни потрепанные бока старенькой "копейки". На каждый товар есть покупатель, а на каждый замок — отмычка. Побывав в уголовном розыске Киева, корреспондент "Сегодня" рассмотрела наиболее характерные категории угонщиков и методы их "работы".

Зажиточны и избирательны

До недавнего считалось, что джип БМВ Х5 никто, кроме хозяина, не в силах сдвинуть с места. Нынче пришел и его черед. Неказистая с виду коробочка, начиненная электроникой, в считанные минуты разблокирует систему заводской защиты. Такие "прибамбасы" существуют для разных моделей авто, подпольно изготавливаются за рубежом под заказ доверенных лиц и стоят порядка $5000.

- Недавно наши сотрудники разоблачили довольно мощную и хорошо организованную группировку, которая специализировалась исключительно на кражах иномарок представительского класса, — рассказывает заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД Украины в Киеве Александр Кравченко. — Все задержанные — иногородние, в столицу съехались целевым образом, и несложно догадаться почему. В провинции, откуда были родом, автомобилей Ауди-8 или БМВ Х5 один, два — и обчелся, а в столице их предостаточно. Должен заметить, что фактически все угонщики, с которыми нам в последнее время приходилось иметь дело, являются "гастролерами". Киев для них — всего лишь большая территория "охоты".

Сейчас трудно сказать, что и когда сплотило уроженцев нескольких областей воедино, но факт, что к настоящему времени они стали друг-другу кумовьями и отточили совместное дело до филигранности. По предварительным данным, начинали у себя на родине с краж "девяток" и иномарок начала 90-х годов. Набираясь умения и формируя нужные связи, постепенно наладили канал, по которому стали гнать авто последних моделей. Бытует мнение, что подобные машины похищаются под заказ. В некотором роде оно так и есть, но между "потребителями" и "поставщиками" существует посредник. Цепочка отлажена так, чтобы охватить ее всю в одночасье было крайне сложно, если не невозможно. Рабочее звено находится в Украине, среднее — в ближнем зарубежье, а рынок сбыта — за тридевять земель. Ухватишь за кончик нити, а дальше ее обрывают.

Один из скупщиков ворованных авто, с которым "работала" группировка, жил в Беларуси. Трое приезжих сняли квартиры в Киеве, четвертый окопался в Житомирской области, организовывая транспортировку похищенной иномарки через так называемую прозрачную границу. Земляной ров, который должен служить преградой, форсировали просто: брали в одном сел прикормленного мужичка, и тот на тракторе равнял путь для внедорожника. Сдавали иномарку доверенному лицу, брали деньги и — пешочком на родину. Если находились надежные "тылы", ворованное авто могли гнать с шиком через КПП. В Беларуси, судя по всему, на машине перебивались номерные знаки, оформлялись поддельные документы. "Товар" шел на Запад, где за год мог поменять несколько рук. Что касается угонщиков, то за джип стоимостью в $60000 — $70000 они получали $20000. Не густо, но это позволяло не только приобретать в Польше или Словакии спецаппаратуру для угонов по 5 тысяч долларов, но также арендовать в столице приличные квартиры, самим ездить на дорогих авто и от "операции" до "операции" жить не впроголодь. (По данным "Сегодня", компания даже собиралась легализоваться в столице под крышей собственного автосалона).

Каждый угон был тщательно спланировал. Объект могли водить от двух дней до недели: изучали график передвижений, места, где "клиент" мог расслабиться на несколько часов (казино, ночные клубы), осматривали, как закрывается автомобиль, какие на нем системы защиты. Последней "добычей" группировки был БМВ Х5, уведенный из двора жилого дома на Печерске ночью. Машина не пикнула, хозяин не проснулся. К утру иномарка птицей долетела до Ровенской области, где столичные сыщики на радость владельцу ее отыскали. Затем последовало задержание.

- Выслеживать такие группировки непросто, — констатирует Александр Кравченко. — Они не имеют коррупционных и криминальных связей, действуют автономно и тщательно соблюдают правила конспирации. Чтобы закрепить доказательства, подозреваемых необходимо брать с поличным, как и произошло в данном случае. В настоящее время по возбужденному уголовному делу проходит несколько эпизодов, хотя мы располагаем данными, что их гораздо больше.

Гадалки врут

Вышеописанную группировку можно отнести к элите угонщиков. "Среднийкласс" представляет армянская семейка, жившая в небольшом городке под Киевом. Сначала один за одним были задержаны главный представитель рода — 52-летний К., его свояк и старший сын. Затем младший отпрыск, но этому предшествовала целая история.

Оказавшись в семье единственным свободным представителем мужского рода, 17-летний Артур (имена изменены) мигом подхватил эстафету отца, сколотив свою шайку и используя уже налаженные каналы сбыта. Парень якобы преследовал цель собрать деньги, чтобы вызволить родственников из тюрьмы. Старыми машинами он пренебрегал, но и на очень крутые не покушался, предпочитая БМВ, Ауди, Мерседесы выпуска 90-х годов и ВАЗы в хорошем состоянии. Если наставники Артура занимались "чистыми" угонами, то сам он внес в семейный промысел разнообразие. Помимо краж, молодой да ранний парень изобрел собственные методы добычи машин, которые могут послужить для автовладельцев предостережением на будущее.

Вариант первый: припарковав машину у магазина, родители оставили в салоне маленькую дочку, а сами отправились за покупками. За ними еще не закрылась дверь супермаркета, как в дверцу иномарки постучал неизвестный. Доверчивый ребенок открыл и тут же грубо был вышвырнут из салона. Вариант второй: мелкое ДТП, водитель поцарапанного авто выходит разбираться с "обидчиком", оставив ключи в замке зажигания. Пока мужики базарят, машина резко срывается с места, и поминай как звали. Вариант третий: стихийный рынок, водитель остановившейся машины спрашивает у бабули, почем картошка. Цена устраивает. Покупатель с кошельком на миг покидает салон, и машина, как в предыдущем случае, лихо укатывает без него. К этому можно добавить примеры, когда пассажирку, ненадолго оставленную в салоне водителем, заставили выйти под угрозой газового пистолета. Похожим образом поступили и с женщиной, опасавшейся за своего ребенка куда больше, чем за автомобиль. В одном из случаев машину угнали прямо с сидящей в салоне собакой. Причем, если авто удалось найти, то песик сгинул в неизвестности.

По официальным данным, на счету Артура со товарищи более 20 угонов, по неофициальным — около ста. Машины или переправлялись в Казахстан, или разбирались на запчасти. На некоторых менялись номера и совершались очередные преступления. Зимой этого года оперативники столичного угро твердо встали на след наглеца. На ворованном авто ему удалось уйти от преследования, но ненадолго. Вычислив отель, где гоп-компания в окружении девочек собиралась праздновать "победу", сыщики взяли подозреваемых, не дав им выпить первой рюмки.

В настоящее время дело по отцу и дяде юного угонщика слушается в суде, сам Артур под следствием. В их доме за главную осталась мама Розалия, которую считают ведуньей. Говорят, что она пытается повлиять на людей, проходящих по уголовным делам свидетелями, и старательно наводит порчу на столичных детективов. Вроде пока безуспешно.

К слову, о гадалках. Зачастую осиротевшие автолюбители бегут к ним, едва успев занести заявление в милицию. Помогает ли?

- За все время моей работы, — говорит Александр Кравченко, — не было случая, чтобы так называемые провидицы правильно указали место, где прячут похищенную машину. Суеверия только добавляют нам проблем. Бывает, человек по несколько раз приходит: моя машина там-то и там-то. Каждый сигнал необходимо проверять, и время уходит впустую. Когда мы обнаруживаем похищенные машины, то это результат сугубо оперативной работы.

Это тоже, как наркотик

Низшая каста угонщиков — это те, кто ворует машины ради запчастей. Это тоже своего рода профессионалы. У них нет дорогих электронных и механических систем, зато есть отмычки, отвертки, ножницы, железные линейки, которыми они орудуют очень ловко. Не избирательны, хватают все, что "плохо стоит", не брезгуя ни старенькими "москвичонками", ни "копейками".

Ярким примером может служить уроженец Черниговской области по имени Коля. Трижды побывав на зоне, немолодой уже мужик прочно подсел на "ширку", ради которой, собственно, и старался. Рано утром Коля прибывал электричкой из своей губернии на Дарницкий вокзал в Киеве, словно на работу, и отправлялся по жилым кварталам, где во множестве стоят потрепанные временем авто. Зря хозяева считали, что "старушки" никому не интересны. Коле они даже очень годились. Без труда справившись с хлипким замком, угонщик тихо рулил в свою область до кого-нибудь села, где споро сбывал "добычу" народным умельцам за 100, максимум 300 гривен -- в зависимости от состояния. Когда вместо денег предлагали наркотики, тем более не отказывался. Ворованное авто загонялось в гараж, где его быстренько требушили. А Коля, если успевал, мог мотнуться в столицу за следующей "железкой".

Подобным образом действуют и малолетки, причем с одинаковым успехом это могут выходцы как из бедных, так и достаточно обеспеченных семей. Мотивируя, в общем-то, одна: учиться и работать не хочу, а денег надо много. Совершив несколько угонов, отроки зачастую втягиваются в это дело так, что не останавливает и тюрьма. Вообще, посадить за решетку угонщика куда проще, чем взыскать с него ущерб. Не только наркоман, но и криминальный "профи" на скамье подсудимых оказывается гол как сокол: квартира — на теще, "тачка" - на жене, дача — на дяде. Если машина застрахована, фирма все нервы вытреплет, пытаясь доказать, что хозяин пропажи прозевал по халатности свое счастье.

Абсолютной защитой не являются ни гаражи, на которых умельцы сбивают замки, ни автостоянки, откуда автомобиль тоже могут увести за милую душу (особенно в часы "пик", когда машины выезжают потоком). К слову, охранники несут материальную ответственность только в том случае, если владельцы заключают с предприятием договор. Обычную квитанцию об оплате места суд может посчитать пустой бумажкой — прецеденты были.

Бойтесь "черных грачей"

Потеря машины — это полбеды. Беда, если владелец расплачивается за нее здоровьем или, не дай Бог, жизнью. Похитители, совершающие нападения ради завладения транспортом, составляют относительно небольшой процент в общем числе угонщиков, но они есть. Особую опасность представляют "черные грачи": просят подвезти, сулят хорошие деньги, в глухом месте нападают... О подобных трагедиях писалось так часто, что остается только предупредить: будьте осторожны!

Кроме беспредельщиков существуют также типы, превратившие разбой в своего рода искусство. Примером тому группировка уроженцев Кавказа, разыгравших в Киеве целый спектакль. Узнав телефон таксофирмы, услугами которой пользуются элитные круги, и убедившись, что предоставляемые ею Мерседесы в отличном состоянии, "гастролеры" сделали два заказа в аэропорт "Борисполь" с разрывом в полчаса. В первое такси сели двое респектабельных мужчин. Один представлялся встречающим, второй — гостем. На подъезде к городу водителя попросили остановиться, чтобы подождать вторую машину, на которой должны прибыть друзья, прилетевшие другим рейсом. Дело шло к полуночи, за дорогой — густой лес, в который и определили обманутого таксиста, пристегнув наручниками к дереву. Когда подоспел второй Мерседес, с водителем поступили точно также. Больше трех часов несчастные взывали о помощи, пока она не подоспела в лице влюбленной парочки. За это время похитители успели перегнать иномарки в Житомир и спрятать в частных гаражах. Столичные сыщики раскрыли преступление. Угонщиков задержали и даже вернули фирме один из "мерсов". Второй, увы, успел пересечь границу и затеряться в России.

Валерия Чепурко, "Сегодня"