Полёты наяву и ниже

У Даниила Хармса есть любопытный рассказ «Вываливающиеся старухи». Помните: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся…». Ну, понятно, тоже вывалилась. Потом вывалилась третья, четвёртая, пятая — и так до того момента, пока Хармсу не надоело за этими делами наблюдать, и он удалился на Мальцевский рынок.
До сих пор я по наивности своей считал, что рассказик этот — всего лишь проявление горького издевательства над абсурдом окружавшей писателя жизни. На самом деле старушки в таких количествах из окон не вываливаются. Но теперь мне, видимо, придётся пересмотреть своё примитивное представление о действительности. В самом деле, так ли уж абсурдно повествование Хармса в свете последних событий? Вы спросите, о каких именно событиях речь. И я поясню. Вот, например, сейчас на многих дачных и приусадебных участках идёт сбор урожая. Всё бы ничего, если бы речь шла о каких-нибудь арбузах, крыжовнике, малине — короче, обо всём, что растёт близко к земле. Но ведь есть ещё слива, абрикос, яблоки, наконец. За ними приходится лезть на дерево.

Вот тут-то и начинаются полёты во сне и наяву! Причём летают как старушки, так и старички, а также их дети, внуки и правнуки. Этой народной русской забаве, оказывается, все возрасты покорны.

В Сальске, например, за одну только неделю «неотложка» выезжала по вызовам десять раз, чтобы оказать скорую медицинскую помощь гражданам, «получившим травмы разной степени тяжести при падении с деревьев». Это вам не какие-то жалкие шесть хармсовских бабуль!

От неприятных полётов не застрахованы и животные. Эти, правда, пикируют не на землю, а под землю. В буквальном смысле — ниже уровня городской канализации. Недавно в станице Тацинской попала в беду собака. Как душевно написала местная газета, «волею судьбы оказалась она в канализационном люке», откуда бедную громадную рыжую зверюгу вытащили только спустя двое суток прибывшие спасатели.

Правда, оказалось, что в этот самый люк на перекрёстке улицы Белимова и переулка Зернового уже в течение нескольких лет «волею судьбы» проваливались котята, гуси — и даже бычок! Которых, конечно же, приходилось героически спасать. Вместо того, чтобы героически закрыть люк. Ну если не крышкой (допускаю, что в Тацинке до такого сложного решения могут и не додуматься), то хотя бы своим телом броситься, как Матросов на амбразуру! Во всяком случае, это было бы в духе нашей абсурдной до дикости российской жизни…

Александр Сидоров
Седьмая столица

Обсудить