Деньги нужно иметь для того, чтобы тебя не имели

Говорят, было бы здоровье, а все остальное купим. Можно ли купить за деньги счастье? Судя по последним зарубежным исследованиям, для полного счастья человеку необходим всего-навсего относительно небольшой доход.

Профессор социологических исследований из Университета Пенсильвании Гленн Файербау и выпускница Гарварда Лора Тэч изучили положение на примере 20 тысяч американцев.

Оказалось, что абсолютный и относительный денежный доходы одинаково важны для большинства людей, хотя относительно небольшой, средний доход для человеческого счастья куда более важен.

«Продолжающееся увеличение доходов в развитых странах является на сегодняшний день показателем количества счастливых людей. Вместо того, чтобы в целом стремиться к счастью, люди продолжают заботиться об улучшении своего финансового состояния. Борьба за потребителя достигла таких масштабов, при которых население потребляет все больше и больше товаров, просто для того, чтобы поддерживать свое представление о счастье на определенном уровне», - говорит доктор Файербау.

Правды ради приходится признать, что хотя исследования и подтвердили важность финансовой самодостаточности для счастья человека, однако определяющим фактором, позволяющим считать себя счастливым человеком, все-таки продолжает оставаться здоровье. С этим согласно большинство опрошенных.

Группа американских журналистов и экономистов - создатели телевизионного шоу, в котором изучала поведение своих соотечественников, вынуждена была признать, что нынешние янки - самые оголтелые потребители. На основе этого цикла передач и возникла книга, рассказывающая о механизмах, вгоняющих общество в штопор безудержного шоппинга и потребительского азарта, удовлетворяемого за счет всего остального человечества. В русском переводе это произведение называется: «Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру» (авторы: Дэвид Ванн, Джон де Грааф, Томас Нэйлор).

Им вторит певица и автор детских книжек Мадонна. В своем последнем романе «Лотса - Тугой кошель»  она учит американских малышей, что счастье не купишь ни за какие деньги. На страницах книги для серьезных взрослых «Революция сознания. Трансатлантический диалог» ( The Consciousness Revolution ), среди прочего об этом беседуют три западных психолога первой величины – Станислаф Гроф, Эрвин Ласло и Питер Рассел.

- Сегодня лишь десять процентов населения мира принадлежит к обеспеченному классу, у представителей которого после приобретения еды, одежды, крыши над головой и других материально необходимых вещей еще остается достаточно денег на различные излишества. Однако эти 10% потребляют более трех четвертей всех ресурсов планеты. До массового сознания постепенно доходит факт нежизнеспособности такого порядка вещей, утверждает Рассел.

- Мы можем покупать еду в супермаркете, путешествовать куда захочется, носить модную одежду, жить в роскошных домах. Однако она (наша система - прим. ред.) не отвечает нашим более глубоким, внутренним, духовным потребностям. Несмотря на все свои материальные возможности, люди чувствуют себя такими же подавленными, незащищенными и нелюбимыми, как и прежде, заключает свою мысль блистательный зарубежный теоретик.

Казалось бы, эта «беда» должна была нас обойти стороной. «Наше счастье - дождь да ненастье». «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял». Всех русских пословиц и не перечесть. Праведные и правильные предки были. И впрямь, до появления «гуляш-коммунизма», как называли на Западе период хрущевской оттепели, наши отцы и матери и думать не думали, чтобы зашибить деньгу. Они хотели прожить жизнь так, «чтобы не было мучительно больно» и далее по тексту Николая Островского. Через десятилетия они мчались «за туманом и за запахом тайги» и адрес у них был какой-то бомжеватый – «не дом и не улица», а Советский Союз.

Однако не складывается русское счастье. Возражений каждый навскидку сможет припомнить несчетное количество. Тут и мемуары послов иноземных, в которых описывая времена царей московских, указывающих на маниакальную страсть русских к торговле. Идиома «зашибить деньгу» в современном сленге приобрела вид – «срубить бабло». А в одном советском фильме (отрицательный) герой на блатной манер коверкает слова комсомольской песни: «А я еду, а еду за деньгами, за туманом едут только дураки». Из самих комсомольцев 80-х выросли нынешние олигархи и прочие новые русские.

«Есть в мире дела, которые обязаны совершаться медленно и постепенно, иначе получается гротескная неловкость, ментальный абсурд. Вот так у Хармса сказано про одного героя: «Трах - и облысел». В жизни такое не случается. Это только фотография бывает моментальной. Деньги же должны расти, словно люди, годами. Нарушение этого, как и любого другого закона природы, вызывает тревожную растерянность, легко переходящую в обиду на мироздание, которую так легко выместить, скажем, на новых русских», пишет в своем эссе Александр Генис.

Это взгляд соотечественника, который живет у них, а вот как они видят наших соотечественников, живущих там же: «Официанты ресторанов и продавцы бутиков больше любят русских, чем европейцев, которые постоянно торгуются и просят о скидках. Мы свободно тратим деньги, потому что нам без разницы: потратить 100 или 1000 евро на ужин в ресторане или на новую рубашку. Мы наслаждаемся жизнью», пишет от их лица обозреватель газеты The eXile.

Как показал опрос общественного мнения, проведенный недавно институтом общественного мнения «Квалитас», роль денег для горожан возросла по сравнению с советскими временами.

По свидетельству экономиста и социолога Марины Красильниковой, материальное благосостояние - это одна из проблем, которая больше всего волнует нынешних рядовых россиян:

- Причиной тому, безусловно, относительно низкий уровень материального положения российских семей и довольно широкие распространения ощущения бедности в обществе. Но в последние годы эта проблема стала несколько смягчаться, особенно интенсивно происходил рост улучшения оценок собственного материального положения в 2000-2001 гг.

По результатам опроса представленным фондом «Общественное мнение», большинство горожан склоняется к тому, что деньги - это самое главное в жизни. Вырисовывается, пока еще слабо выраженная, тенденция: люди с бедственным материальным положением склонны чаще ставить деньги в качестве главной ценности в жизни. По мере же улучшения благосостояния непосредственная зависимость от денег начинает понемногу падать. Если из людей с бедственным материальным положением 35% считают, что деньги не главное в жизни - то среди людей с хорошим материальным положением таких - 45%. С утверждением же, что деньги самое главное в жизни, согласны 60% горожан с бедственным материальным положением, а с хорошим - 45%.

Отдел Общество