Гибель «К-159», взгляд из Полярного: «Это произошло в 10 милях от нас»

Компания «Акелла» объявляет об отправке в печать юмористического квеста «Тринадцатый подвиг Геракла». На этот раз всеми любимый Вовочка оказался в Древней Греции. Жители античного города даже не представляют, что их ждет, ведь теперь за совершение подвигов Геракла взялся не кто-нибудь, а знаменитый мучитель Марьи Ивановны!
Ищите игру на прилавках магазинов с 9 сентября.
Наши собеседники рассказали много чего интересного… Причем, так, что поняли даже мы, газетчики… При одном условии — имена “источников” не будут названы в газетной публикации.

Как готовили лодку к буксировке
Для буксировки к лодке принайтовали четыре 200-тонных понтона, между понтонами и лодкой — для амортизации — обшивка деревом. Конструкция креплений была такова, что тросы намертво держали лодку. От 3-балльного шторма эта конструкция пострадать не могла.

Где находился экипаж
Экипаж мог находиться только в центральном посту (ЦП) и жилом отсеке. Жилой отсек на этой лодке размещался не в хвосте, а ближе к носу. Экипаж состоял из 10 человек. Командир вахту не стоит, 9 членов экипажа разбиты на три вахты. Те трое, что были подняты спасателями из воды, скорей всего, стояли на вахте и в момент аварии находились в ограждении рубки. Мог ли экипаж успеть покинуть тонущую лодку? Да, мог и должен был успеть. Никто из них в обесточенной лодке, с фонариками, не стал бы прогуливаться по отсекам… Не успели. Почему — об этом дальше.

Как же могла лодка затонуть, если прочный корпус был герметичен?
Лодка могла затонуть, если прочный корпус стала заполнять вода. Если водой заполнится один-два отсека, ни один понтон не выдержит… В прочном корпусе достаточно устройств и механизмов, через сальники приводов и уплотнения которых могла бы поступать вода.
Чтобы отсек заполнился водой быстро, идеально “подходят” дейдвудные сальники — устройства, которые не дают, грубо говоря, хлынуть воде в прочный корпус. Это место выхода валопровода (если очень упрощенно, валов, которые вращают винты). Кстати, диаметр этого сальника приблизительно 400 мм. Если лодка обесточена, все механизмы мертвы, линия вала застопорена, заставить работать этот узел могло только внешнее воздействие…

Реконструкция событий. Наша версия
Попробуем решить задачу “Из пункта А в пункт Б”. Лодка ушла из Гремихи приблизительно в 20.00 28 августа. Официально до сих пор не названо точное время трагедии. Сначала сообщили, что лодка затонула 30 августа в 4.00, затем — в 2.00. Видимо, позже будут еще уточнения… Если взять на веру эти сроки, получится, что лодка в пути была приблизительно 30 часов. По “Таблице расстояний” от Гремихи до конечного пункта, СРЗ “Нерпа”, — 170 миль. От СРЗ “Нерпа” до места гибели АПЛ — 10 миль. 170 миль минус 10 миль — получается, что лодка прошла 160 миль. Высчитаем скорость. 160 миль разделим на 30 часов. Получается, что буксир вел лодку на понтонах со скоростью около 5,3 мили в час (узла). Между тем, есть такое понятие, как “предельно допустимая скорость буксировки”. Она регламентирована специальными документами, учитывающими волнение моря, угол буксировочного троса, длину буксировочного троса и т.д. В цифру вбит опыт нескольких поколений мореходов, научные исследования специалистов самых разных профилей. Предельная — значит, за ее пределами может случиться все, что угодно… Так вот, при идеальных условиях для “К-159” предельно допустимая скорость в этих документах обозначена “4 узла”. А в наших расчетах получилось — 5,3 узла. Что из этого следует? При такой скорости и волнении моря, как сообщили официально, 3 балла, возможно, винты провернулись, т.е. линии вала были сорваны со стопоров. Помните про внешнее воздействие? Скорее всего, через злосчастные старые дейдвудные сальники и пошла вода… Дальше можно только догадываться, кто и когда из экипажа обнаружил поступление воды в отсеки. Если отсек, где находятся дейдвудные сальники, заполняется водой, лодка “тяжелеет"… Из 8-го отсека вода должна была пойти через сальниковые уплотнения систем и механизмов в смежные 7-й и 9-й отсеки… Неизвестно еще, были ли закрыты переборочные люки. При приеме воды в кормовые отсеки лодка по всем законам физики обязана была просесть на корму. Что, скорее всего, и случилось… Ни одно крепление понтонов не выдержит такой адской нагрузки…

Куда спешили
Мы не судьи. То, что изложено выше, — лишь наша версия. Давать оценку приказам и поступкам в этой ситуации — не наше дело. Но… До конца этого года Иоканьгский район базирования должен быть освобожден от списанных АПЛ. Хоть кровь из носу. А через неделю начнутся осенние шторма… Еще одна версия появилась в интернете в ночь, когда мы готовили этот номер. Конечно же, на иностранном сайте... Вот как выглядит перевод: “Эти сведения в интервью AFP сообщил высокопоставленный источник в руководстве ВМФ России, который говорил на условиях анонимности, сообщает SpaceWar. Согласно официальной версии, К-159 затонула во время шторма в ночь на 30 августа. Из-за сильного волнения на море понтоны, с помощью которых подлодка буксировалась к месту утилизации, оборвались, и субмарина пошла ко дну. Однако военный источник AFP заявил, что незадолго до катастрофы командир судна Сергей Лаппа передал радиосообщение о том, что в подлодке обнаружена течь. Сергей Лаппа, по словам источника, “передал радиообращение к буксирующему судну, сообщив, что обнаружена течь в кормовой части субмарины, в девятом отсеке, в районе винта К-159”. Моряки пытались перекрыть отсек, однако “вода продолжала заполнять подлодку”. После этого они предприняли попытку “надуть” восьмой отсек для того, чтобы создать “воздушную подушку” — подпор воздуха. Однако и эта попытка закончилась безрезультатно. Тогда командир Сергей Лаппа попросил дать разрешение направить субмарину к острову Кильдин, рядом с которым проходил курс К-159, где глубина была значительно меньше. Когда передавалось это сообщение, положение подлодки было достаточно стабильно — она все еще держалась на воде. Однако командование на буксире отвергло предложение экипажа подлодки. Подводники получили приказ продолжать пытаться сохранить подлодку на плаву до тех пор, пока прибудет помощь. Когда восьмой и девятый отсеки были полностью затоплены водой, давление на понтоны стало слишком велико. Крепления разорвались — сначала на носу, а затем на корме. Спустя мгновение К-159 пошла ко дну. У подводников было всего несколько минут, чтобы спастись”.

НАШ КОММЕНТАРИЙ
Почти как в нашей версии... Если этот источник прав, то остальные члены экипажа находились у переборки 8-го отсека и устраняли поступление воды в корпус, т.е. боролись за живучесть корабля. Выбраться через люк ЦП они не имели возможности. А значит, погибли, находясь на боевом посту...

Игорь Опимах, КСФ.RU, Полярный, Мурманская область

Обсудить