Как построить государство. Неудачные эксперименты США

Ирак стал одиннадцатой страной мира, в которой США пытаются создать демократическое и современное государство, непосредственно управляя или активно помогая местным властям. Ни разу марионеточный режим, поддерживаемый США, не привел к созданию в стране демократического государства. Лишь дважды (в случае с Германией и Японией) к этому результату привело прямое правление США.

По мнению Минсин Пея, аналитика Фонда Карнеги за Международный Мир, США наиболее часто прибегали к практике личного участия в создании или модернизации иных государств. По мнению Минсин Пея существуют три главных критерия, согласно которым США действительно вовлечены в подобную деятельность. Во первых, они декларируют необходимость смены того или иного правительства, во-вторых, на территории государств присутствует значительный контингент американских войск, и, в третьих, американские военные и гражданские специалисты берут в свои руки контроль над повседневной деятельностью того или иного государства.

С момента своего создания США более 200 раз прибегали к использованию военной силы. В ряде случаев целью подобных операций становилась смена правительства. Однако лишь в 16-ти случаях США официально брали на себя ответственность за дела иного государства. Лишь в двух из 16-ти случаев (в Афганистане и на Гаити) США получали мандат международного сообщества на проведение подобных операций. В остальных случае Соединенные Штаты действовали в одиночку.

Лишь относительно недавно, Вашингтон стал объяснять подобные шаги необходимостью создания демократического общества — ранее США просто защищали свои стратегические интересы. Впрочем, по подсчетам Пея, лишь в 26% случаев американцам удавалось создать действительно демократическое государство. Но даже в тех случаях, когда американцы создавали условия для функционирования демократической власти, подобные режимы оказывались нежизнеспособными. В Кампучии (Камбодже), где долгое время правила администрация, активно поддерживаемая США, к власти пришли "Красные Кхмеры", уничтожившие треть населения страны. На Кубе, Гаити и в Никарагуа к власти пришли диктаторы.

Впрочем, внешние усилия по созданию современного государства, в значительной степени зависят не от воли и умения сторонних консультантов и управленцев, а от состояния обществ в тех государствах, которые подвергаются трансформации, уровня развития их экономик и отношения к происходящему государств-соседей. Кроме того, крайне важную роль играет позиция международного сообщества. В случае с Германией и Японией американское управление пошло на пользу народам этих стран, в основном, потому, что эти государства обладали национальной идентичностью, долговременной государственной традицией и относительным социоэкономическим равенством населения. В подобных ситуациях внешние оккупационные силы сталкиваются с меньшим сопротивлением со стороны местных элит, которые не заинтересованы в дележе власти и ломке сложившегося уклада. В любом случае, всем странам, которые пытаются модифицировать другое государство (так, например, действовал Советский Союз в Восточной Европе и Афганистане) приходится решать два типа задач: на первом этапе — умиротворять и устанавливать стабильность, на втором — создавать эффективные системы государственного управления.

Многие критики подобных экспериментов утверждают, что даже за длительное время невозможно научить народы стран жить так, как им предлагают их покровители. Философ Фрэнсис Фукуяма считает, что действия по государствостроительству (в США для обозначения этого процесса принят термин Nation Building) априори крайне непопулярны, но избегать их не следует. По его мнению, все большую роль в мире начинают играть малые страны, которые нуждаются в помощи со стороны. Однако тонкость заключается в том, что государству, берущему на себя ответственность за судьбу другого государства, крайне сложно не "перегнуть палку".

Исследование корпорации RAND также показало, что успех или не успех модернизации государства не всегда зависит от размеров экономической помощи, которую оказывает страна-протектор. К примеру, за первые два года управления США (1945-1947) Германия получила более $12 млрд. помощи, Япония за этот же период — около 4 млрд. Однако в пересчете на душу населения, эта помощь не была столь велика. Например, на среднестатистического немца пришлось $200, а, для сравнения, на среднестатистического афганца (Афганистан в 2002-2003 годах получил от международного сообщества более $2 млрд.) — $71. Однако в Германии за это время было сформировано эффективное правительство и заработала экономика — в Афганистане изменения происходят с намного большими сложностями. За период с 1996 по 1998 год США предоставили Гаити помощь, которая составила более 20% валового внутреннего продукта этой страны, однако позитивные изменения, как показала недавняя история, были крайне незначительными.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *