Нет проблем

В понедельник в Сочи состоялись переговоры президентов России и Белоруссии. Стоит заметить, что лидеры двух стран, входящих в Союзное государство, встречаются не так уж и часто. Последний раз Путин и Лукашенко вместе участвовали в работе саммита СНГ в октябре прошлого года. За истекшие полгода в политической жизни Содружества произошли большие изменения. События на Украине и в Киргизии породили большие сомнения в дальнейшем существовании СНГ. Так что президентам двух стран было о чем поговорить...

Открывая встречу, Владимир Путин заявил, что "можно было бы обсудить предложение Назарбаева по реформированию СНГ". В сентябре прошлого года казахстанский президент предложил сократить управленческий аппарат СНГ, упразднить ряд его структур и учредить Совет безопасности СНГ, куда войдут руководители основных ведомств его стран-членов. До сих пор эти инициативы вызывали лишь умозрительный интерес. Однако, судя по тому, как негативно настроены по отношения к СНГ Грузия и Украина, проблеме реформирования Содружества отныне будет уделяться гораздо большее внимание.

Впрочем, пока никакой ясности в этом вопросе не существует. Сам Владимир Путин во время визита в Армению в конце марта заявил, что перед СНГ не стоит задача экономической интеграции и Содружество было создано, чтобы "процесс распада СССР проходил наиболее цивилизованным способом". Но ставить крест на СНГ, по мнению Путина, было бы неверно, поскольку это отличная "площадка" для обмена мнениями между руководством государств, входящих в Содружество. Судя по итогам встречи, именно такое будущее его и ждет. "Мы пришли к мнению, что СНГ должно существовать. Если оно не способно решать принципиальные вопросы, то должно существовать как орган для консультаций на высшем уровне", — сказал Лукашенко на совместной пресс-конференции с президентом России.

Задачам экономической интеграции призвано служит Единое экономическое пространство, куда входят и Россия, и Белоруссия (а также Казахстан и Украина, но участие последней в ЕЭП под большим вопросом). Собственно говоря, на встрече Путина и Лукашенко большое внимание уделялось вопросам экономического сотрудничества между двумя странами. По мнению президентов, в этом сфере дела обстоят если и не превосходно, то очень хорошо. Как выразился Александр Лукашенко, "больших проблем нет и малых я не мог бы обозначить".

Впрочем, в бочке меда, как обычно, не обошлось и без ложки дегтя. Причем достаточно большой. До сих пор нет ясности с переходом на единую валюту. Первоначально планировались, что такой переход будет осуществлен с 1 января 2005 года. Но затем Минск предложил, чтобы эта дата была отодвинута на год, т.е. до 1 января 2006 года. Между тем, "внесение ясности в этот вопрос является ключевым элементом для дальнейшего развития сотрудничества", цитирует РИА "Новости" неназванный источник в Кремле. К тому же до сих пор не достигнута договоренность по созданию совместного газотранспортного предприятия. Эта проблема также была включена в повестку встречи двух президентов.

Так что заявления о "беспроблемности" отношений между Россией и Белоруссией — это, скорее, дань протоколу. Но с другой стороны, это смотря с чем сравнивать... Если, допустим, речь идет об отношениях России и Грузии (а, возможно, в скором времени можно будет то же самое сказать и об Украине), то российско-белорусские на их фоне и впрямь выглядят безоблачно. Александр Лукашенко, конечно, бывает резок в выражениях (особенно когда речь заходит о ценах на газ), но до грузинского коллеги ему ох как далеко.

Еще раз возвращаясь к череде политических кризисов в государствах СНГ, стоит отметить, что любые встречи Владимира Путина со своими коллегами из государств, входящих в Содружество, отныне неизбежно будут рассматриваться через призму того, "возможна ли революция в Белоруссии (Казахстане, Узбекистане, Армении и т.д.)" и "что будет делать Россия". Судя по нынешней встрече в Сочи, основной упор Москва намерена сделать на развитие экономических связей. На итоговой пресс-конференции Владимир Путин заявил, что "по всем вопросам, которые мы поднимали на переговорах, мы договорились". Но говорить лишь об экономической составляющей отношений между двумя странами было бы, пожалуй, неверно. В конце концов "политика — это продолжение экономики, а экономика — основа политики". Тезис избитый, но это не мешает ему быть верным.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить